Эсминцы, Италия

Тип «Comandanti Medaglie D'Oro»

0 + 9 единиц

01

2067/2900 т; 120,7x12,3x4,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 60 000 л.с., 38 узл.. Эк. 272 чел. 4 х 1–135 мм/45, 12 х 1–37-мм/54, 2x3–533-мм ТА, 4 БМБ.

Единственные итальянские ЭМ, при проектировании которых был учтен опыт начального периода войны. К проектным работам приступили в конце 1940 г., а к середине 1942 г. новый ЭМ трансформировался из чуть видоизмененного типа «Soldati» в 2000-т корабль с 135-мм орудиями ГК. На одной из стадий проектирования 135-мм орудия размещались как в одноорудийных, так и в спаренных установках, но в окончательном варианте предпочтение было отдано четырем одноорудийным. Для сохранения скорости на приемлемом уровне мощность машин повысили до 60 000 л.с. Схема общего расположения повторяла принятую на более ранних кораблях. Исключение должен был составить один ЭМ, который предполагалось построить с эшелонированным расположением ЭУ вместо линейного.

Всего к постройке назначалось 20 единиц, но реально успели заложить 9 («Comandante Bazoni», «Comandante Barsini» и «Comandante Margottini» — все ОТОл, «Comandante Botti» и «Comandante Ruta» — КРАт, «Comandante de Cristoforo» и «Comandante Toscano» — КТрт, «Comandante Casana» и «Comandante Dellanno» — КНРа). Все заложенные корабли были захвачены герм, войсками в сентябре 1943 г. на стапелях. Серьезных попыток достроить их немцы не предпринимали, но известно, что один из ЭМ («Comandante Margottini») на воду спустили в период герм, оккупации, возможно, лишь затем, чтобы освободить стапель.

Тип «Soldati»

17 + 2 единицы

02

1-я группа: «Alpino» (KHPa, 2.5.1937/18.9.1938/4.1939 — погиб 19.4.1943), «Fuciliere» (KHPa, 2.5.1937/31.7.1938/1.1939 — в 1950 передан СССР), «Bersagliere» (КНРп, 21.4.1937/3.7.1938/4.1939 — погиб 7.1.1943), «Granatiere» (КНРп, 5.4.1937/24.4,1938/2.1939 — исключен в 1958), «Artigliere» (ОТОл, 15.2.1937/12.12.1937/11.1938 — погиб 12.10.1940), «Ascari» (ОТОл, 11.12.1937/31.7.1938/5.1939 — погиб24.3.1943), «Aviere» (ОТОл, 16.1.37/19.9.1937/8.1938 — погиб 17.12.1942), «Camicia Nera» (ОТОл, 21.1.1937/8.8.1937/6.1938 — в 1949 передан СССР), «Corazziere» (ОТОл, 7.10.1937/22.5.1938/3.1939 — затоплен 9.9.1943), «Geniere» (ОТОл, 26.8.1937/27.2.1938/12.1938 — погиб 1.3.1943), «Carabiniere» (КТрт, 1.2.1937/23.7.1938/12.1938 — исключен в 1958) и «Lanciere» (КТрт, 1.2.1937/18.12.1938/3.1939 — погиб 23.5.1942).

2-я группа: «Bombardiere» (KHPa, 7.10.1940/23.3.1942/7.1942 — погиб 17.1.1943), «Mitragliere» (KHPa, 7.10.1940/28.9.1941/2.1942 — в 1948 передан Франции), «Corsaro» (ОТОл, 23.1.41/16.11.1941/5.1942 — погиб 9.1.1943), «Legionaro» (ОТОл, 21.10.1940/16.11.1941/3.1942 — в 1948 передан Франции) и «Velite» (ОТОл, 19.4.1941/31.8.1941/31.8.1942 — в 1948 передан Франции).

Не достроены: «Carrista» (ОТОл, заложен 11.9.1941 — захвачен Германией в сентябре 1943) и «Squadrista» (ОТОл, заложен 4.9.1941, спущен на воду 12.9.1942 — захвачен Германией в сентябре 1943).

1830/2460 т; 101,6/106,7x10,2x4,4 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 48 000 л.с., 38 узл., 516 т нефти, 2200 (20) миль. Эк. 206–228 чел. Вооружение: 1-я группа — 2x2–120 мм/50, 1x1–120-мм/15 гаубица (на всех, кроме «Carabiniere»), 4х2и4х1–13,2 мм, 2x3–533-мм ТА, 2 БМБ, до 48 мин; 2-я группа (кроме «Velite») — 2х2и1х1–120 мм/50, 4x2–20-мм, 2 х 3–533-мм ТА, 4 БМБ; «Velite» — 2 х 2–120 мм/50,1 х 1–120-мм/15 гаубица, 4x2–20-мм, 2x3–533-мм ТА, 4 БМБ.

Наиболее удачный и многочисленный тип итальянских ЭМ. Первые 12 единиц заказали в 1936 г. как повторение типа «Oriani». Уже в ходе строительства в проект внесли ряд изменений, в частности, перешли на 120-мм орудия новой модели 1936 г., а также несколько изменили ЭУ, которая при неизменной мощности стала экономичнее и надежнее. Кроме новых орудий ГК, в составе вооружения появилась 120-мм/15 гаубица для стрельбы осветительными снарядами и до 12 увеличилось число 13,2-мм пулеметов. Перегрузка после всех нововведений составила порядка 200 т (с 1620 до 1830 т), но, несмотря на это, ЭМ типа «Soldati» в реальных условиях оказались самыми быстроходными среди итальянских ЭМ — их скорость достигала 34–35 узл.

Повторный заказ на 7 единиц последовал в 1940 г. Все изменения, внесенные в проект «Soldati» 1-й группы, распространились и на корабли 2-й, к тому же после появления одноствольной 120-мм/50 установки модели 1940 г. ее «пристроили» на новых ЭМ вместо гаубицы для осветительных снарядов (на всех, кроме «Velite»).

Из семи кораблей 2-й группы до сентября 1943 г. в строй успели вступить пять, a «Squadrista» и «Carrista» остались недостроенными, причем работы на втором из них прекратили еще раньше. Недостроенный корпус использовали как источник запчастей для ремонта поврежденных кораблей этого типа — нос достался «Carabiniere», а корма — «Velite».

В 1941–1942 гг. на кораблях 1-й группы провели усиление зенитного и противолодочного вооружения — 13,2-мм пулеметы уступили место 4x2 20-мм/65, число БМБ возросло до 4.

В 1941–1942 гг. «Carabiniere», «Ascari», «Camicia Nera», «Geniere» и «Lanciere» получили пятое 120 мм/50 орудие (последние четыре — вместо 120-мм/15 «осветительной» гаубицы).

В 1943 г. с «Carabiniere», «Granatiere», «Legionaro», «Fuciliere» и «Velite» сняли задний ТА, а на его месте установили 2 х 1 37-мм/54. На «Fuciliere» и «Velite» демонтирована «осветительная» гаубица, причем на втором на ее месте разместили третий 37-мм/54 автомат. В том же 1943 г. на сохранившихся единицах число 20-мм автоматов увеличено до 12–13.

«Artigliere» 12.10.1940 потоплен англ. КР «York» и «Ajax» в районе Мальты. «Lanciere» 23.5.1942 затонул во время шторма в Ионическом море. «Aviere» 17.12.1942 потоплен двумя торпедами англ. ПЛ «Splendid» у Бизерты. «Bersagliere» 7.1.1943 потоплен амер. авиацией в Палермо. «Corsaro» 9.1.1943 погиб на двух минах (поставлены англ. МЗ «Abdiel») у Бизерты. «Bombardiere» 17.1.1943 потоплен англ. ПЛ «United» у западного побережья Сицилии. «Geniere» 1.3.1943 уничтожен амер. авиацией в доке Палермо. «Ascari» 24.3.1943 подорвался на трех минах (англ. МЗ «Abdiel») у побережья Туниса. «Alpino» 19.4.1943 потоплен англ, авиацией в Специи, поднят, но в строй не вводился. Затоплен немцами 24.4.1945 в Генуе. «Camicia Nera» 30.7.1943 переименован в «Artigliere». «Corazziere» 9.9.1943 затоплен экипажем в Генуе, поднят немцами, но не восстановлен. Потоплен 4.9.1944 союзной авиацией в Генуе. «Squadrista» в июле 1943 г. переименован в «Corsaro», захвачен в Ливорно герм, войсками в сентябре 1943 г. в недостроенном состоянии, переименован в ТА-33. Потоплен в Генуе союзной авиацией 4.3.1944. «Carrista» захвачен герм, войсками в сентябре 1943 г. в недостроенном состоянии, переименован в ТА-34. Разобран на стапеле.

Тип «Oriani»

4 единицы

03

«Alfredo Oriani» (ОТОл, 28.10.1935/30.7.1936/7.1937 — в 1948 передан Франции), «Vincenzo Gioberti» (ОТОл, 2.1.1936/19.9.1936/10.1937 — погиб 9.8.1943), «Giosue Carducci» (ОТОл, 5.2.1936/28.10.1936/11.1937 — погиб 28.3.1941) и «Vittorio Alfieri» (ОТОл, 4.4.1936/20.12.1936/12.1937 — погиб 28.3.1941).

1675/2254 т; 101,6/106,7x10,2x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 48 000 л.с., 38 узл., 502 т нефти, 2190 (18) миль. Эк. 157 чел. 2 х 2–120 мм/50, 4x2–13,2 мм, 2 х 3–533-мм ТА, 2 БМБ, до 52 мин.

Повторение предыдущего типа «Maestrale», но с более мощной ЭУ. Повышение «официальной» скорости оказалось незначительным, хотя реальная возросла до 33 узл. Помимо более мощной ЭУ, на этих кораблях наконец исчезли из спецификации устаревшие 40-мм/39 автоматы «виккерс», спроектированные еще в 1917 г. Вместо них увеличили в два раза число 13,2-мм пулеметов.

В начале войны 13,2-мм пулеметы заменили на 8 х 1 20-мм/65. В 1942 г. на «Alfredo Oriani» и «Vincenzo Gioberti» в средней части корпуса между ТА смонтировали 120-мм/15 гаубицу для стрельбы осветительными снарядами. Тогда же сняли кормовой ТА, а на его месте установили 2x1 37-мм/54. Число 20-мм автоматов увеличили до 12 (добавили 2x2 20-мм/70), а БМБ — до 4.

Два корабля погибли 28.3.1941 в бою у м. Матапан: «Vittorio Alfieri» потоплен артогнем англ. ЭМ «Greyhound», «Havock» и «Stuart», a «Giosue Carducci» — артогнем англ. ЭМ «Jervis», «Nubian» и «Hotspur». «Vincenzo Gioberti» 9.8.1943 потоплен англ. ПЛ «Simoon» в районе Специи.

Тип «Maestrale»

4 единицы

04

«Grecale» (KHPa, 25.9.1931/17.6.1934/11.1934 — исключен в 1964), «Maestrale» (KHPa, 25.9.1931/5.4.1934/9.1934 — затоплен 9.9.1943), «Libecco» (КТрт, 29.9.1931/4.7.1934/11.1934 — погиб 9.11.1941) и «Scirocco» (КТрт, 29.9.1931/22.4.1934/10.1934 — погиб 23.3.1942).

1615/2207 т; 101,6/106,7x10,2x4,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 44000 л.с., 38 узл., 520 т нефти, 4000 (12) миль. Эк. 153 чел. 2 х 2–120 мм/50, 2x1–40 мм/39, 2 х 2–13,2 мм, 2 х 3–533-мм ТА, 2 БМБ, до 52 мин.

Дальнейшее развитие ЭМ типов «Dardo» и «Folgore». Размеры значительно увеличены с целью исправления основных недостатков предшественников. При проектировании большое внимание уделялось рациональному распределению весов и увеличению прочности корпуса. Хотя мощность ЭУ, по сравнению с ЭМ предыдущих серий, не увеличилась, удачные обводы корпуса позволили сохранить проектную скорость; более того, реальная скорость, по сравнению с «Dardo» и «Folgore», даже повысилась примерно на 2 узл. и достигала 32 узл. Состав вооружения не изменился, за исключением перехода на новые 120-мм орудия (модель 1931 г.). Как и на предшественниках, на «Maestrale» не удалось избежать перегрузки — проектное стандартное водоизмещение составляло 1449 т, фактическое превысило 1600 т.

В начале войны на всех ЭМ устаревшие 40-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы уступили место 6x1 20-мм/65. Число БМБ увеличено до четырех. В 1941–1942 гг. на некоторых (в том числе на «Maestrale») в средней части корпуса между ТА смонтирована 120-мм/15 гаубица для стрельбы осветительными снарядами. В 1942 г. на «Maestrale» ее заменили на 120-мм/50 орудие. В начале 1943 г. на «Grecale» кормовой ТА сняли, а на его месте установили 2x1 37-мм/54. Число 20-мм автоматов увеличили до 12. Аналогичные работы планировались на «Maestrale», однако неизвестно, успели они начаться до его гибели или нет.

«Libecco» 9.11.1941 тяжело поврежден англ. ПЛ «Upholder», затонул при буксировке в Ионическом море. «Scirocco» 23.3.1942 затонул во время шторма в Ионическом море. «Maestrale» 9.9.1943 затоплен экипажем в Генуе, поднят герм, спасателями, но не восстановлен, затоплен в апреле 1945 г.

Тип «Folgore»

4 единицы

05

«Baleno» (KHK, 1.10.1929/22.3.1931/6.1932 — погиб 17.4.1941), «Fulmine» (KHK, 1.10.1929/2.8.1931/14.9.1932 — погиб 9.11.1941), «Folgore» (ОКП, 30.1.1930/26.4.1931/7.1932 — погиб 2.12.1942) и «Lampo» (ОКП, 30.1.1930/26.7.1931/13.8.1932 — погиб 30.4.1943).

1450/2100 т; 92,2/96,1x9,2x4,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 44 000 л.с., 38 узл., 510 т нефти, 3600 (12) миль. Эк. 156 чел. 2x2–120 мм/50, 2x1–40 мм/39, 2x2–13,2 мм, 2 х 3–533-мм ТА, 2 БМБ, до 54 мин.

Тип «Folgore», иногда именовался как вторая серия ЭМ типа «Dardo». Попытка повысить скорость хода за счет снижения ширины корпуса до 9,2 м, как и на «Turbine», послужившего образцом для «Dardo». За незначительное повышение скорости вынужденно заплатили существенным снижением дальности плавания, кроме того, недостаточная остойчивость предшествующего типа на «Folgore» усугублялась меньшей шириной корпуса. Пришлось, как и на кораблях 1-й серии, замещать топливо водой и укладывать порядка 100 т твердого балласта. Стандартное водоизмещение возросло с 1220 т до 1450 т, скорость упала примерно до 31–32 узл.

Вскоре после вступления Италии в войну на всех четырех ЭМ устаревшие 40-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы заменены на 5–6x1 20-мм/65 автоматов. В 1942 г. с «Folgore» и «Lampo» снят кормовой ТА, на месте которого установлены 2x1 37-мм/54.

«Baleno» 16.4.1941 тяжело поврежден артиллерией англ. ЭМ «Nubian», «Mohawk», «Jervis» и «Janus» в центральной части Средиземного моря, выбросился на мель, 17.4.1941 опрокинулся и затонул. «Fulmine» 9.11.1941 потоплен англ. КР «Aurora», ЭМ «Lively» и «Lance» в 130 милях зап. Сиракуз. «Folgore» 2.12.1942 потоплен арт. огнем англ, крейсеров и эсминцев в Сицилийском проливе. «Lampo» 30.4.1943 тяжело поврежден амер. авиацией у побережья Туниса, оставлен экипажем и затонул.

Тип «Dardo»

4 единицы

06

«Dardo» (OTOc, 23.1.1929/6.9.1930/1.1932 — захвачен Германией 9.1943), «Strale» (OTOc, 20.2.1929/26.3.1931/2.1932 — поврежден 21.6.1942, погиб 6.8.1942), «Freccia» (КТрт, 20.2.1929/3.8.1930/10.1931 — погиб 8.8.1943) и «Saetta» (КТрт, 27.5.1929/17.1.1932/5.1932 — погиб 3.2.1943).

1400/2110 т; 92,2/94,1 («Dardo» и «Strale») или 96,2 («Freccia» и «Saetta»)x9,8x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 44 000 л.с., 38 узл., 630 т нефти, 4600 (12) миль. Эк. 156 чел. 2 х 2–120 мм/50, 2 х 1–40 мм/39, 2 х 2–13,2 мм, 2x3–533-мм ТА, 2 БМБ, до 54 мин.

Строились по программе 1928 г. и предназначались для совместных действий с крейсерами типа «Zara», в связи с чем к ним предъявлялись повышенные требования по скорости и дальности плавания. Проект разработан на основе ЭМ типа «Turbine», но с более мощной ЭУ, новыми 120-мм орудиями и дополнительными бортовыми топливными цистернами. Все это привело к увеличению размерений корпуса, в основном ширины. От своих предшественников «Dardo» и «Strale» унаследовали и прямой форштевень, замененный на двух других на более изящный яхтенный, призванный уменьшить заливаемость носовой оконечности. На ранней стадии проектирования предусматривалось наличие двух дымовых труб, как и на типе «Turbine», но с целью высвобождения места для более эффективного расположения зенитного вооружения, дымоходы всех трех котлов объединили в одну массивную трубу, ставшую своеобразной визитной карточкой всех последующих итальянских ЭМ и мм.

Основным недостатком ЭМ типа «Dardo» оказалась низкая остойчивость, вызванная как применением бортовых топливных цистерн, так и возросшим весом вооружения и систем управления огнем. Особенно плохо дело было при израсходовании большей части нефти, поэтому на практике приходилось часть топлива оставлять в цистернах, что сокращало дальность плавания. Впоследствии стали применять замещение нефти водой, что, в свою очередь, сказывалось на качестве топлива. Помимо жидкого балласта, на всех четырех кораблях уложили по 90–100 т твердого и установили бортовые кили, что вместе со строительной перегрузкой привело к росту стандартного водоизмещения с 1205 до почти 1400 т и серьезной потере скорости. В реальных условиях службы эти ЭМ редко могли превысить 30 узл.

Вскоре после вступления Италии в войну на всех четырех ЭМ устаревшие 40-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы заменены на 5–6x1 20-мм/65 автоматов. В 1942–1943 гг. с «Dardo», «Freccia» и «Saetta» снят комовой ТА, на месте которого смонтированы 2x1 37-мм/54. Часть 20-мм/65 уступили место 3x2 20-мм/70.

«Strale» 21.6.1942, отражая атаку авиации, выскочил на камни у побережья Туниса. Добит 6.8.1942 англ. ПЛ «Turbulent». «Saetta» 3.2.1943 подорвался на минах (англ. МЗ «Abdiel») в центр, части Средиземного моря. «Freccia» 8.8.1943 потоплен англ, авиацией в Генуе. «Dardo» захвачен в Генуе в сентябре 1943 г. герм, войсками, переименован в ТА-31. Затоплен там же 24.4.1945.

Тип «Navigatori»

12 единиц

07

«Alvise da Mosto» (KHK, 22.8.1928/1.7.1929/3.1931 — погиб 10.12.1941), «Giovanni di Varazzano» (KHK, 17.8.1927/15.12.1928/ 9.1930 — погиб 19.10.1942), «Antonio Pigafetta» (KHK, 29.12.1928/ 10.11.1929/5.1931 — захвачен Германией в 9.1943), «Nicolo Zeno» (KHK, 5.6.1927/12.8.1928/5.1930 — затоплен 9.9.1943), «Antonio da Noli» (КТрт, 25.7.1927/21.5.1929/12.1929 — погиб 9.9.1943), «Leone Pancaldo» (КТрт, 7.7.1927/5.2.1929/11.1929 — погиб 30.4.1943), «Nicoloso da Recco» (KHPa, 14.12.1927/5.1.1930/5.1930 — исключен в 1954), «Emanuele Pessagno» (KHPa, 9.10.1927/12.8.1929/ 3.1930 — погиб 29.5.1943), «Lanzerotto Malocello» (Ане, 30.8.1927/ 14.3.1929/1.1930 — погиб 24.3.1943), «Luca Tarigo» (Ане, 30.8.1927/ 9.12.1928/11.1929 — погиб 16.4.1941), «Antonio Usodimare» (Од, 1.6.1927/12.5.1929/11.1929 — погиб 8.6.1942) и «Ugolini Vivaldi» (Од, 16.5.1927/9.1.1929/3.1930 — погиб 10.9.1943).

«Nicoloso da Recco» и «Antonio Usodimare»: 1935/2580 т; 105,5/107,3x10,2x4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 50 000 л.с., 38 узл., 533 т нефти. Эк. 224 чел. 3x2–120-мм/50, 2 х 1–40-мм/39, 4 х 2–13,2-мм, 2x2–533-мм ТА, 2 БМБ, 56 мин (нет на «Recco»).

Остальные: 2125/2888 т; 105,5/109,3x11,2x4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 50 000 л.с., 34 узл., 680 т нефти. Эк. 224 чел. 3x2–120-мм/50, 2x1–40-мм/39, 4x2–13,2-мм, 2x3–533-мм ТА, 2 БМБ, 56 мин.

Заказаны в 1926 г. как ответ на новые французские лидеры типов «Jaguar» и «Guepard». Получили названия в честь известных итальянских мореходов, а вся серия известна как тип «Навигатори» (navigatori — мореход, мореплаватель).

При закладке относились к ЭМ, но еще до введения в строй переведены в класс «эсплоратори». Особенностью типа «Навигатори» стало эшелонное расположение ЭУ, что теоретически повышало боевую устойчивость корабля. Другим важным нововведением стал переход к 120-мм орудиям новой модели 1926 г. с длиной ствола 50 клб. За счет большей скорострельности новых орудий «Навигатори» с тремя спаренными установками не только не уступал, но и превосходил предшествующий тип «Leone» с четырьмя установками старого образца.

ТА на этих кораблях были достаточно необычны по конструкции — из трех труб центральная предназначалась для пуска 450-мм торпед, а боковые — для 533-мм.

На испытаниях, традиционно для Италии проводившихся при неполной нагрузке, корабли показали феноменальную скорость под 40 узл., a «da Mosto» — 43,5 узл. Но, как и в случае с другими итал. ЭМ, при повседневной службе «Навигатори» редко могли превысить 32 узл.

Опыт эксплуатации вскрыл существенные просчеты при определении остойчивости на стадии проектирования. Для устранения этого недостатка в начале 1930-х все корабли этого типа прошли модернизацию, в ходе которой на один ярус была понижена надстройка, уменьшена высота дымовых труб и ликвидированы бортовые топливные цистерны — вместо них для хранения нефти использовали междудонное пространство. В довершение всего, на обоих ТА сняли центральную 450-мм трубу. Перечисленные меры позволили несколько улучшить ситуацию с остойчивостью, но не устранили другой недостаток, присущий «Навигатори», — плохую мореходность, особенно сильную заливаемость носовой оконечности в свежую погоду.

В конце 1930-х, после 10 лет службы «Навигатори» прошли вторую модернизацию, направленную в основном на улучшение мореходности. Ширину корпуса увеличили на 1 м, а носовую оконечность надстроили, придав ей яхтенные обводы и заметный подъем к форштевню. За счет использования увеличившегося объема корпуса запас топлива довели до 680 т. В ТА восстановили центральную трубу, на этот раз 533-мм, как и две боковые. Рост водоизмещения и размеров корпуса привел к падению скорости до 27–28 узл.

С 1938 по 1940 г. работы успели провести на 10 кораблях («di Varazzano» вступил в строй только в августе 1940 г.), a «Nicoloso da Recco» и «Antonio Usodimare» остались немодернизированными. В 1938 г. возвращены в класс ЭМ. С середины 1940 и до конца 1941 г. на ЭМ заменено зенитное вооружение — старые 40-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы на 7 х 1 20-мм/65 автоматов «бреда» (на четырех состав несколько отличался: на «Pancaldo» — 9 х 1 20-мм/65, на «da Noli» — 7x1 20-мм/70, «Pigafetta» и «da Recco» — 7 х 1 20-мм/65 и 2 х 1 20-мм/70).

В 1942 г. на «Pigafetta», «da Recco», «Malocello», «Pancaldo», «da Noli», «Vivaldi» и «Zeno» снят кормовой ТА и заменен на 2 х 1 37-мм/54. «Luca Tarigo» 16.4.1941 потоплен англ. ЭМ «Nubian», «Jervis» и «Janus» в Средиземном море. «Alvise da Mosto» 10.12.1941 потоплен арт. огнем англ. КРЛ «Penelope» и ЭМ «Lance», «Lively» сев.-зап. Триполи. «Antonio Usodimare» 8.6.1942 ошибочно потоплен итал. ПЛ «Alagi»B Сицилийском проливе. «Giovanni di Varazzano» 19.10.1942 потоплен англ. ПЛ «Unbending» южнее о.Пантеллерия. «Lanzerotto Malocello» 24.3.1943 подорвался на минах, поставленных МЗ «Abdiel» у побережья Туниса. «Leone Pancaldo» 30.4.1943 потоплен амер. авиацией у побережья Туниса. «Emanuele Pessagno» 29.5.1943 потоплен англ. ПЛ «Turbulent» в 75 милях сев.-зап. Бенгази. «Antonio da Noli» 9.9.1943 тяжело поврежден герм, береговой артиллерией у сев. побережья о.Сардиния, затонул в пяти милях от берега после подрыва на мине. «Ugolini Vivaldi» 9.9.1943 тяжело поврежден герм, береговой артиллерией и авиацией, затонул 10.9.1943 у о. Сардиния. «Nicolo Zeno» 9.9.1943 затоплен в Триесте, где проходил ремонт после столкновения с ЭМ «da Noli». «Antonio Pigafetta» захвачен герм, войсками в сентябре 1943 г., переименован в ТА-44. Затоплен экипажем в Триесте 17.2.1945.

Тип «Turbine»

8 единиц

08

«Aquilone» (Од, 18.5.1925/3.8.1927/12.1927 — погиб 17.9.1940), «Turbine» (Од, 24.3.1925/ 21.4.1927/8.1927 — в 9.1943 захвачен Германией), «Borea» (Ане, 29.4.1925/28.1.1927/ 11.1927 — погиб 17.9.1940), «Espero» (Ане, 29.4.1925/ 31.8.1927/ 4.1928 — погиб 28.6.1940), «Ostro» (Ане, 29.4.1925/2.1.1928/6.1928 — погиб 20.7.1940), «Zeffiro» (Ане, 29.4.1925/21.4.1927/5.1928 — погиб 20.7.1940), «Euro» (КТрт, 24.1.1925/ 7.7.1927/12.1927 — погиб 1.10.1943) и «Nembo» (КТрт, 21.1.1925/27.1.1927/10.1927 — погиб 20.7.1940).

1220/1670 т; 91,3/93,2x9,2x3,9 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 400 т нефти, 3200 (14) миль. Эк. 179 чел. 2x2–120-мм/45, 2 х 1–40-мм/39, 2x2–13,2-мм, 2x3–533-мм ТА, 52 мины.

Проект фирмы «Одеро». Развитие типа «Sauro», за счет незначительного увеличения размеров удалось установить более мощную ЭУ, что обеспечило прирост скорости в 1 узл. Оборудование дополнительных бортовых топливных танков позволило повысить принимаемый запас топлива. Как и на предыдущих типах, имели существенную перегрузку (проектное стандартное водоизмещение — 1073 т). На испытаниях все превысили контрактную скорость, но при полной нагрузке развивали не более 33 узл.

В начале войны на «Euro» и «Turbine» устаревшие 40-мм автоматы заменены на 8 20-мм/65 и добавлены 2 БМБ. В 1942 г. на «Turbine» снят один из ТА и заменен 2 х 1 37-мм/54 автомата.

«Espero» потоплен артиллерией австр. КРЛ «Sydney» 28.6.1940 западнее Крита. «Zeffiro», «Nembo» и «Ostro» 20.7.1940 потоплены англ, авиацией в Тобруке. «Aquilone» 17.9.1940 подорвался на магнитных минах, поставленных англ, авиацией у Бенгази, и затонул. «Borea» 17.9.1940 потоплен англ, авиацией в Бенгази. «Euro» 1.10.1943 тяжело поврежден герм. бомб, и затонул у побережья о. Лерос (Эгейское море). «Turbine» в сентябре 1943 г. захвачен герм, войсками и переименован в «ТА-14». Потоплен амер. авиацией в Саламисе 15.10.1944.

Тип «Sauro»

4 единицы

09

«Cesare Battisti» (Од, 9.2.1924/11.12.1926/4.1927 — погиб 3.4.1941), «Nazario Sauro» (Од, 9.2.1924/12.5.1926/9.1926 — погиб 3.4.1940), «Daniele Manin» (KHK, 9.10.1924/15.6.1925/3.1927 — погиб 3.4.1941) и «Francesco Nullo» (KHK, 9.10.1924/14.11.1925/4.1927 — погиб 21.10.1940).

1260/1580 т; 89,6/90,2x9,2x3,7 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 36 000 л.с., 35 узл., 260 т нефти, 2600 (12) миль. Эк. 145чел.2х2–120-мм/45,2х1–40-мм/39, 1 х2–13,2-мм, 2 х 3–533-мм ТА, 2 БМБ, 52 мины.

Проект фирмы «Одеро». Развитие типа «Sella» с увеличенными размерами, трехтрубными ТА и 120-мм орудиями в спаренных установках. Ходовой мостик и боевая рубка больших размеров. Живучесть ЭУ повышена за счет перепланировки КО — теперь каждый из ПК располагался в собственном КО. Проектное стандартное водоизмещение 1040 т, фактическое свыше 1200 т. На испытаниях все ЭМ превысили контрактную скорость, но при полной нагрузке развивали чуть более 31 узл. Кроме того, оказалось, что продольная прочность корпуса недостаточна и его пришлось подкреплять.

«Cesare Battisti» поврежден англ, авиацией 3.4.1941 у берегов Аравии (Красное море), выбросился на берег и уничтожен экипажем. «Nazario Sauro» и «Daniele Manin» потоплены 3.4.1941 англ, авиацией в Красном море. «Francesco Nullo» торпедирован 20.10.1940 англ. ЭМ «Kimberly» в Красном море, выбросился на мель и на следующий день уничтожен англ, авиацией.

Тип «Sella»

2 единицы

10

«Quintino Sella» (Пат, 21.1.1923/12.9.1925/3.1926 — погиб 11.9.1943) и «Francesco Crispi» (Пат, 12.10.1922/25.4.1925/4.1927 — в сентябре 1943 захвачен Германией).

1140/1480 т; 82,5/84,9x8,6x3,6 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 36 000 л.с., 35 узл., 259 т нефти, 1800 (14) миль. Эк. 125 чел. 2x2–120-мм/45,2 х 1–40-мм/39, 2x2–13,2-мм, 2 х 2–533-мм ТА, 2 БМБ, 32 мины.

Проект фирмы «Паттисон». Отправной точкой при проектировании послужили ЭМ типа «Cuartatone». Увеличение водоизмещения примерно на 100 т позволило перейти к 120-мм орудиям и 533-мм ТА и разместить более чем в полтора раза мощную ЭУ. Проектное стандартное водоизмещение новых ЭМ составило 955 т, но фактическое превысило 1100т, строительная перегрузка достигала около 17%. Хотя на испытаниях все 4 корабля достигли 38 узл. скорости, в реальных условиях при полной нагрузке она не превышала 33 узл.

В 1929 г. носовая одинарная 120-мм установка заменена на спаренную.

Незадолго до вступления Италии в войну, в марте 1940 г. два ЭМ этого типа, «Benito Ricasolli» и «Giovanni Nicotera», продали Швеции, где их переименовали в «Puke» и «Psilander» соответственно.

На двух оставшихся кораблях вскоре после начала войны 40-мм автоматы заменили на 4 х 1 20-мм/70 автомата и добавили еще 2 БМБ.

«Quintino Sella» потоплен 11.9.1943 герм. ТКА S-54 и S-61 южнее Венеции.

«Francesco Crispi» в сентябре 1943 г. захвачен герм, войсками, переименован в ТА-15 . Потоплен 8.3.1944 англ, авиацией севернее о. Крит. Поднят и отбуксирован в Пирей, 12.10.1944 затоплен там же.

Тип «Leone»

3 единицы

11

«Leone» (Ане, 23.11.1921/1.10.1923/7.1924 — погиб 1.4.1941), «Pantere» (Ане, 19.12.1921/18.10.1924/10.1924 — погиб 4.4.1941) и «Tigre» (Ане, 23.1.1922/7.8.1924/10.10.1924 — погиб 4.4.1941).

2150/2605–2650 т; 109,6/113,4x10,4x3,6 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 42 000 л.с., 34 узл., 400 т нефти, 2070 (15) миль. Эк. 204 чел. 4x2–120-мм/45, 2x1–40-мм/39, 2 х 2–20-мм/65, 2 х 2–533-мм ТА, 60 мин.

Развитие типа «Carlo Mirabello». В 1917 г. заказано 5 единиц, однако из-за нехватки материалов строительство так и не было начато. В 1920 г. повторно заказано три единицы, но уже по откорректированному проекту. Число орудий ГК осталось тем же, а калибр повышен до 120-мм (модель 1918/19 г.). Орудия размещены в спаренных палубных установках в диаметральной плоскости, также как и строенные 450-мм ТА. Дополняли вооружение две зенитные 76-мм пушки.

В 1931–1932 гг. 450-мм ТА заменены на 533-мм и добавлены 40-мм/ 39 автоматы. В 1936 г. уже считавшиеся устаревшими лидеры оборудованы для несения колониальной службы в Красном море, незначительно увеличен запас топлива и сняты 76-мм пушки. Перед самой войной 13,2-мм пулеметы (установлены в 1938 г.) заменены на 20-мм/65 автоматы.

В 1938 г. переклассифицированы из скаутов в ЭМ.

«Leone» 1.4.1941 наскочил на необозначенную на карте скалу в Красном море и погиб.

«Pantere» и «Tigre» затоплены в ночь с 3 на 4.4.1940 на мелководье у берегов Саудовской Аравии. Остовы уничтожены англ, авиацией и арт. англ. ЭМ «Kingston».

Тип «Carlo Mirabello»

2 единицы

12

«Carlo Mirabello» (Ане, 21.11.1914/21.12.1915/8.1916 — погиб 21.5.1941) и «Augusto Riboti» (Ане, 27.2.1915/24.9.1916/5.1917 — исключен в 1950).

1811/2303 т; 101,1/103,8x9,7x3,6 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 44 000 л.с., 35 узл., 386 т нефти, 2800 (12) миль. Эк. 189 чел. 8x1–102-мм/45, 2x1–40-мм/39, 2x2–450-мм ТА, 100 мин.

Корабли, появление которых напрямую связано с эффектом, вызванным в свое время постройкой в Англии скаута «Swift». He получивший дальнейшего развития на родине, скаут произвел большое впечатление на итальянцев, по мнению которых, он идеально подходил для действий на ограниченном Средиземноморском театре. В 1913–1915 гг. в Италии построили первые скауты типа «Poerio» водоизмещением примерно в 1000 т. Еще до их вступления в строй, в 1913 г. началась разработка проекта более крупного корабля этого класса. Первоначально предусматривалось создание весьма солидного 5000-тонного скаута с легким бронированием, однако по финансовым соображениям от этого «почти крейсера» отказались в пользу разработанного на верфи «Ансальдо» проекта гораздо более скромного корабля (хотя в то время эсминцы подобных размеров имелись лишь во флотах Чили и Англии). Возросшее, по сравнению с «Poerio», почти в полтора раза водоизмещение пошло на размещение более мощной ЭУ, восьми (на два больше) 102/35-мм орудий и 2 х 2 450-мм ТА. Всего в 1916–1917 гг. построили 3 корабля, причем на двух из них штатное вооружение еще усилили, заменив носовое 102-мм орудие на 152-мм. Опыт оказался не совсем удачным, и в 1919 г. это тяжелое орудие сняли.

В июле 1920 г. «Carlo Alberto Racchia» подорвался на мине и погиб на Черном море. В 1920–1922 гг. на двух оставшихся 102-мм орудия заменили на новые того же калибра, но с большей длиной ствола — 45 клб. Тогда же установили две 76-мм зенитки (спустя непродолжительное время заменены на 40-мм/39 автоматы «виккерс»).

В 1938 г. переклассифицированы из скаутов в ЭМ.

В 1942 г. на «Augusto Riboti» сняты два 102-мм орудия, число 40-мм автоматов увеличено до трех. В 1943 г. сняты еще два 102-мм орудия, 40-мм автоматы заменены на 6 х 1 20-мм/70, установлены БМБ, чуть позднее демонтировали оба ТА.

«Carlo Mirabello» погиб 21.5.1941 на мине, поставленной англ. МЗ «Abdiel» в Ионическом море.

«Premuda»
(югославский тип «Dubrovnik»)

1 единица

«Premuda» (бывш. «Dubrovnik», Яр, 10.6.1930/11.10.1931/1932, введен в строй итал. флота в январе 1942 — захвачен Германией 8.9.1943).

2100/2884 т; 105,2/113,2x10,7x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 48 000 л.с., 37 узл., 528 т нефти, 4690 (18) миль. Эк. 204 чел. 4x1–140-мм/56, 1x1–120-мм/15, 1x2–37-мм/54, 4 х 1–20-мм/65, 2x3–533-мм ТА, 2 БМБ.

Бывший югославский ЭМ «Dubrovnik», капитулировал 17.4.1941 и до января 1942 г. проходил модернизацию и перевооружение. Спаренная 84-мм зенитная установка заменена на 120-мм/15 гаубицу для осветительных снарядов. Добавлены 1x2 37-мм/54 и 4 х 1 20-мм/65 автомата. Вскоре гаубицу заменили на еще одну спаренную 37-мм/54. В середине 1943 г. встал на ремонт, в ходе которого предполагалось заменить вооружение на 135-мм/45 орудия и 37-мм/54 и 20-мм/70 автоматы. Планировалось для компенсации перегрузки снять один ТА. «Premuda» захвачен 8.9.1943 герм, войсками в Генуе во время ремонта, переименован в ТА-32, с 24 на 25.4.1945 затоплен в Генуе. После войны поднят и возвращен Югославии.

Тип «Sebenico»

2 единицы

«Sebenico» (бывш. «Beograd», АШЛ, 1936/23.12.1937/1.1939, введен в строй итал. флота в августе 1942 — в сентябре 1943 захвачен Германией) и «Lubiana» (бывш. «Ljubljana», ЯдБ, 1937/ 28.6.1938/12.1939, введен в строй итал. флота в октябре 1942 — погиб 1.4.1943).

1210/1655 т; 95,4/980x9,5x3,4 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 44 000 л.с., 38 узл., 240 т нефти, 2400 (16) миль. Эк. 183 чел. 4 х 1–120-мм/46, 2 х 2–40-мм («Sebenico»), 1x1–37-мм/54 и 5 х 1–20-мм/65 («Ljubljana»), 2x3–533-мм ТА, 2 БМБ, 30 мин.

Бывшие югославские ЭМ, капитулировали 17.4.1941 и до августа — октября 1942 г. проходили модернизацию и перевооружение.

«Sebenico» сохранил свое зенитное вооружение, на «Ljubljana» оно заменено на итальянское. «Lubiana» 1.4.1943 потоплен в Тунисе англ, авиацией. «Sebenico» в сентябре 1943 г. захвачен герм, войсками в Венеции, переименован в ТА-43. 1.5.1945 затоплен экипажем в Триесте.

Трофейные французские эсминцы и лидеры

После затопления французского флота в Тулоне в ноябре 1942 г. итальянцам удалось поднять и перевести на ремонт в Италию 4 лидера (тип «Chacal» — FR-22 (бывш. «Panthere») и FR-23 (бывш. «Tigre»); тип «Guepard» — FR-24 (бывш. «Valmy») и FR-21 (бывш. «Lion»)) и 7 эсминцев (тип «Bourrasque» — FR-31 (бывш. «Trombe»); тип «Le Hardi» — FR-32 (бывш. «Le Sirocco»), FR-33 (бывш. «L'Adroit»), FR-34 (бывш. «Lansquenet»), FR-35 (бывш. «Le Bison»), FR-36 (бывш. «Foudroyant») и FR-37 (бывш. «Le Hardi»)). Из них в строй удалось ввести только два FR-21 (бывш. «Lion») и FR-32 (бывш. «Le Sirocco»), остальные корабли на момент подписания перемирия между Италией и союзниками находились в разных стадиях восстановительного ремонта.

Зимний вариант и недостатки оперативного плана

Начиная с 22 ноября 1939 г., по прямому указанию заместителя наркома ВМФ И. С. Исакова в связи с резким похолоданием и угрозой появления льда на р. Луга начал разрабатываться новый, так называемый «зимний», вариант операции. 23 ноября, вследствие...

Крейсера, Германия

Тяжелые крейсера

Тип «Admiral Hipper»

3+2 единицы

«Admiral Hipper» DW 6.7.1935 6.2.1937 29.4.1939 Погиб 3.5.1945
«Blucher» BuV 15.8.1936 8.6.1937 20.9.1939 Погиб 9.4.1940
«Prinz Eugen» DW 23.4.1936 22.8.1938 1.8.1940 Передан США в 1945

Эскортные корабли, Канада

Фрегаты

Тип «River»

67 единиц в RСN

«Antigonish»*, «Beacon Hill» (оба — х 1967), «Buckingham» x 1965, «Сар De La Madeleine» x 1965, «Cape Breton», «Capilano» (оба — х 1948), «Carlplace» x 1946, «Charlottetown» x 1948, «Coaticock» x 1961,

Миноносцы, Югославия

Тип T

6 единиц

«Т-1» (бывш. ав.-венг. «76 Т») — в Сплите, передан Италии, итал. «Т-1», возвращен 7.12.43, югосл. «Colesnica». х 1959

«Т-3» (бывш. ав.-венг. «78 Т») — в Каттаро, передан Италии, итал. «Т-3».

«Т-5» (бывш. ав.-венг. «87 F») — в...

Специальные подводные лодки, Япония

Подводные лодки-заправщики

Тип «Sen-Ho»

1+1 единица

I–351 (KNY, 1.5.1943/24.2.1944/1.1945 — погибла 14.7.1945) и I-352 (KNY, 8.11.1943/23.4.1944 — не достроена, погибла 22.6.1945).

Надводное — 2650/3512 т, подводное — 4290 т;...
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!