Миноносцы, Италия

Тип «Ariete»

1 + 15 единиц

01

«Ariete» (Ане, 15.7.1942/6.3.1943/8.1943 — в 1949 передан Югославии).

Захвачены Германией в сентябре 1943 г. в недостроенном состоянии: «Alabarda» (КРАт, 24.3.1943/7.4.1944/11.1944), «Arturo» (Ане, 15.7.1942/27.3.1943/10.1943), «Auriga» (Ане, 15.7.1942/15.4.1943/ 12.1943), «Balestra» (KHK, 5.9.1942/1943/не достроен), «Daga» (КРАт, 9.1.1943/14.8.1943/ 3.1944), «Dragone» (Ане, 15.7.1942/ 14.8.1943/4.1944), «Eridano» (Ане, 15.7.1942/12.7.1943/3.1944), «Fionda» (KHK, 26.8.1942/31.1.1943/ не достроен), «Gladio» (КРАт, 9.1.1943/15.6.1943/1.1944), «Lancia» (КРАт, 24.3.1943/7.5.1944/ 9.1944), «Pugnale» (KHK, 9.1.1943/1.8.1943/7.1944), «Rigel» (Ане, 15.7.1942/22.5.1943/1.1944), «Spada» (КРАт, 9.1.1943/ 1.7.1943/ 2.1944), «Spica» (KHK, 14.1.1942/30.1.1944/9.1944) и «Stella Polare» (KHK, 1.4.1942/11.7.1943/1.1944).

860/1100 т; 81,1/83,5x8,7x3,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 22 000 л.с., 31,5 узл., 210 т нефти, 1500 (16) миль. Эк. 150 чел. 2 х 1–10О-мм/47, 3 х 2 и 4 х 1–20-мм/65, 2x3–450-мм ТА, 2 БМБ.

42 миноносца типа «Spica улучшенный» были заказаны в 1942 г. для компенсации тяжелых потерь эскортных кораблей при сопровождении конвоев в Африку со снабжением для корпуса Роммеля и итальянской армии в Триполитании. От прототипа корабли «улучшенного» типа отличались большей мощностью ЭУ и меньшей дальностью плавания. Число 100-мм орудий ГК также сократили с трех до двух, зато за счет использования трехтрубных ТА на треть возрос торпедный залп. Кроме того, существенно усилили зенитное вооружение. По проекту предполагалось установить на каждом корабле 14 зениток (1x2–37-мм/54, 2 х 2 и 8 х 1–20-мм/65), однако из-за нехватки 37-мм автоматов новые миноносцы их так и не получили.

Вследствие все возрастающих проблем со снабжением из 42 заказанных заложили лишь 16, до сентября 1943 г. в строй успел войти лишь головной «Ariete», остальные 15 недостроенных попали в руки немцев.

«Alabarda» достроен как герм. ТА-42, 21.3.1945 потоплен англ, авиацией в Венеции. «Arturo» достроен как герм. ТА-24,18.3.1945 потоплен торпедой англ. ЭМ «Meteor» южн. Генуи. «Auriga» достроен как герм. ТА-27, 9.6.1944 потоплен англ, авиацией в Портоферрайо. «Daga» достроен как герм. ТА-39,16.10.1944 подорвался на плавающей мине южн. Салоник. «Dragone» достроен как герм. ТА-30,16.5.1944 потоплен амер. ТКА РТ-550, РТ-558 и РТ-559 зап. Специи. «Eridano» достроен как герм. ТА-29, 18.3.1945 потоплен артиллерией англ. ЭМ «Meteor» и «Lookout» южн. Генуи. «Gladio» достроен как герм. ТА-37, 7.10.1944 потоплен артиллерией англ. ЭМ «Termagant» и «Tuscan» в Салоникском заливе. «Lancia» достроен как герм. ТА-41, 20.2.1945 тяжело поврежден англ. авиацией, 1.5.1945 взорван экипажем в Триесте. «Pugnale» достроен как герм. ТА-40,4.5.1945 затоплен экипажем в Триесте. «Rigel» достроен как герм. ТА-28, 4.9.1944 разрушен амер. авиацией в сухом доке в Генуе. «Spada» достроен как герм. ТА-38, 9.10.1944 сел на мель, 13.10.1944 затоплен экипажем. «Spica» достроен как герм. ТА-45, 13.4.1945'потоплен англ. ТКА МТВ-670 и МТВ-697 в проливе Морлакка, район Фиуме. «Stella Polare» достроен как герм. ТА-36, 18.3.1944 подорвался на своей мине юго-зап. Фиуме. «Fionda» и «Balestra» переименованы в ТА-46 и ТА-47 соответственно, в строй не вводились, 3.5.1945 затоплены, после войны подняты и достроены.

Тип «Ciclone»

15 + 1 единица

02

«Aliseo» (HM, 16.9.1941/20.9.1942/2.1943 — передан Югославии в 1949), «Ghibli» (HM, 30.8.1941/28.2.1943/7.1943 — затоплен 9.9.1943), «Groppo» (HM, 18.6.1941/19.4.1942/8.1942 — погиб 25.5.1943), «Monsone» (HM, 18.6.1941/7.6.1942/11.1942 — погиб 1.3.1943), «Animoso» (Ане, 3.4.1941/15.4.1942/8.1942 — передан СССР в 1949), «Ardente» (Ане, 7.4.1941/27.5.1942/9.1942 — погиб 12.1.1943), «Ardito» (Ане, 3.4.1941/ 14.3.1942/6.1942 — захвачен Германией в сентябре 1943), «Ardimentoso» (Ане, 7.4.1941/ 28.6.1942/12.1942 — передан СССР в 1949), «Fortunale» (КРАт, 9.5.1941/18.4.1942/8.1942 — передан СССР в 1949), «Ciclone» (КРАт, 9.5.1941/1.3.1942/5.1942 — погиб 7.3.1943), «Tifone» (КРАт, 17. 6.1941/31.3.1942/7.1942 — погиб 7.5.1943), «Uragano» (КРАт, 17.6.1941/3.5.1942/9.1942 — погиб 3.2.1943), «Indomito» (КТрт, 10.1.1942/6.7.1943/8.1943 — передан Югославии в 1949), «Impavido» (КТрт, 15.8.1941/24.2.1943/4.1943 — захвачен Германией в сентябре 1943), «Impetuoso» (КТрт, 15.8.1941/20.4.1943/ 7.1943 — затоплен 11.9.1943).

Захвачен Германией в сентябре 1943 г. в недостроенном состоянии: «Intrepido» (КТрт, 31.1.1942/8.9.1943/1.1944).

1113/1683 т; 82,5/87,8x9,9x3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 16 000 л.с., 26 узл., 442 т нефти, 4000 (14) миль. Эк. 177 чел. Вооружение: «Animoso», «Ghibli», «Impavido», «Indomito», «Monsone» и «Intrepido» — 3x 1–100-мм/47, 3x2 и 2 х 1–20-мм/ 70, 2 х 2–450-мм ТА, 4–6 БМБ, 20 мин; остальные: 2x1–100-мм/47,4x2–20-мм/70, 2 X 2–450-мм ТА, 4 БМБ.

Дальнейшее развитие типа «Pegaso». Решение о строительстве серии из 16 единиц принято в начале 1941 г. для компенсации тяжелых потерь в эсминцах. Размеры, по сравнению с прототипом, незначительно увеличены для улучшения остойчивости, с этой же целью ликвидированы бортовые топливные цистерны.

В середине 1943 г. число 20-мм автоматов на кораблях увеличено до 12–13 стволов.

«Ardente» 12.1.1943 затонул при столкновения с итал. ЭМ «Grecale» у о. Сицилия. «Uragano» 3.2.1943 погиб на мине (выставлена англ. МЗ «Abdiel») в районе Бизерты. «Monsone» 1.3.1943 потоплен амер. авиацией в Неаполе. «Ciclone» 7.3.1943 погиб на мине (выставлена англ. МЗ «Abdiel») сев.-вост. Бизерты. «Tifone» 6.5.1943 поврежден амер. авиацией у побережья Туниса, 7.5.1943 затонул. «Groppo» 25.5.1943 потоплен амер. авиацией в Мессине.

«Ghibli» и «Impetuoso» затоплены своими экипажами во избежание захвата герм, войсками: первый — 9.9.1943 в Специи, второй — 11.9.1943 у о.Мальорка. «Ghibli» впоследствии поднят немцами, но в строй не вводился. «Ardito» и «Impavido» захвачены герм, войсками в 9.1943, переименованы в ТА-26 и ТА-23. ТА-26 потоплен 15.6.1944 англ. ТКА. ТА-23 25.4.1944 подорвался на мине, выставленной итал. MM «Sirio» у о. Корсика, добит торпедой ТА-29.

«Intrepido» захвачен герм, войсками в недостроенном состоянии в сентябре 1943 г., переименован в ТА-25. Достроен немцами. Потоплен 21.6.1944англ.ТКА.

Тип «Pegaso»

4 единицы

03

«Pegaso» (БСН, 15.2.1936/8.12.1936/3.1938 — затоплен 11.9.1943), «Procione» (БСН, 15.2.1936/31.1.1937/3.1938 — затоплен 9.9.1943), «Orione» (КНРп, 27.4.1936/21.4.1937/3.1938 — исключен в 1965) и «Orsa» (КНРп, 27.4.1936/21.3.1937/3.1938 — исключен в 1964).

1000/1575 т; 82,5/89,3x9,7x3,7 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 16 000 п.с., 28 узл., 520 т нефти, 5100 (14) миль. Эк. 154 чел. 2x1–100-мм/47, 3 х 2 и 2 х 1–13,2-мм, 2 х2–450-мм ТА, 6 БМБ.

Эскортные корабли, созданные на базе проекта миноносца типа «Spica». За счет некоторого увеличения размеров и снижения мощности ЭУ запас топлива возрос более чем в 2,5 раза, что обеспечило им дальность хода, большую, чем у эсминцев. Артвооружение сократилось до двух 100-мм орудий, зато противолодочное доведено до 6 БМБ, и значительно возрос запас ГБ.

Хотя проектная скорость по сравнению с прототипом снизилась на 6 узл., в открытом море «Pegaso» практически не уступал миноносцам типа «Spica» и легко поддерживал ход в 27 узл.

В 1938 г., вскоре после вступления в строй, переведены в класс миноносцев.

В начале войны 13,2-мм пулеметы заменены на 8 20-мм/65 автоматов, впоследствии добавлены еще 3 20-мм/70.

«Procione» и «Pegaso» затоплены своими экипажами во избежание захвата герм, войсками: первый — 9.9.1943 в Специи, второй — 11.9.1943 у о.Мальорка.

Тип «Spica»

30 единиц

04

1-я группа (С): «Canopo» (КТрт, 10.12.1935/1.10.1936/3.1937 — погиб 3.5.1941), «Cassiopea» (КТрт, 10.12.1935/22.11.1936/4.1937 — исключен в 1958), «Castore» (КНРа, 25.1.1936/27.9.1936/1.1937 — погиб 2.6.1943), «Centauro» (KHPa, 30.5.1934/19.2.1936/6.1936 — погиб 4.11.1942), «Cigno» (КНРа, 11.3.1936/24.11.1936/4.1937 — погиб 16.4.1943) и «Climene» (KHPa, 25.7.1934/7.1.1936/4.1936 — погиб 28.4.1943).

2-я группа (Р): «Perseo» (КНК, 12.11.1934/9.10.1935/2.1936 — погиб 4.5.1943), «Sirio» (КНК, 12.11.1934/16.11.1935/3.1936 — исключен в 1959), «Sagittario» (КНК, 14.11.1935/21.6.1936/10.1936 — исключен в 1964), «Vega» (КНК, 14.11.1935/21.6.1936/10.1936 — погиб 10.1.1942), «Aldebaran» (Ане, 2.10.1935/28.6.1936/12.1936 — погиб 20.10.1941), «Altair» (Ане, 2.10.1935/26.7.1936/23.12.1936 — погиб 20.10.1941), «Andromeda» (Ане, 2.10.1935/28.6.1936/12.1936 — погиб 18.3.1941) и «Antares» (Ане, 2.10.1935/19.7.1936/12.1936 — погиб 28.5.1943).

3-я группа (A): «Alcione» (Ане, 29.10.1936/23.12.1937/5.1938 — погиб 11.12.1941), «Airone» (Ане, 29.10.1936/23.1.1938/5.1938 — погиб 12.10.1940), «Ariel» (Ане, 29.10.1936/14.3.1938/7.1938 — погиб 12.10.1940), «Aretusa» (Ане, 29.10.1936/6.2.1938/7.1938 — исключен в 1958), «Calipso» (Ане, 29.9.1937/12.6.1938/11.1938 — погиб 5.12.1940), «Calliope» (Ане, 26.5.1937/15.4.1938/10.1938 — исключен в 1958), «Circe» (Ане, 29.9.1937/29.6.1938/10.1938 — погиб 27.11.1942), «Clio» (Ане, 29.10.1936/3.4.1938/10.1938 — исключен в 1959), «Libra» (КНК, 7.12.1936/ 3.10.1937/1.1938 — исключен в 1964), «Lince» (КНК, 7.12.1936/15,1.1938/4.1938 — погиб 28.8.1943), «Lira» (КНК, 7.12.1936/12.9.1937/1.1938 — захвачен Германией в сентябре 1943), «Lupo» (КНК, 7.12.1936/7.11.1937/2.1938 — погиб 2.12.1942), «Pallade» (БСН, 13.2.1937/19.12.1937/ 10.1938 — погиб 5.8.1943), «Partenope» (БСН, 31.3.1937/27.2.1938/11.1938 — захвачен Германией в сентябре 1943), «Pleiadi» (БСН, 4.1.1937/ 5.9.1937/7.1938 — тяжело поврежден 13.10.1941, не восстанавливался) и «Polluce» (БСН, 13.2.1937/24.10.1937/8.1938 — погиб 4.9.1942).

780/995 (1-я группа), 775/1005 (2-я группа) и 785/1035 (3-я группа) т; 75/80,4 (корабли 1-й группы постройки КТрт, 2-й группы постройки КНК и все 3-й группы) или 75/82 (корабли 1-й группы постройки КНР и 2-й группы постройки КНР и Анс)х8,2 (1-я и 2-я группы) или 7,9 (3-я группа)х3 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 34 узл., 207 т нефти, 1900–1960 (15) миль. Эк. 99 чел. 3x1–100-мм/47, 4x2–13,2-мм, 4–450-мм ТА (4 х 1 — на кораблях 1-й группы, кроме «Centauro» и «Climente», 3-й группы постройки КНК; 2 х 1 и 1 х2 — на «Centauro» и «Climente»; 2x2 — на всех кораблях 2-й группы и кораблях 3-й группы постройки Ане и БСН), 2 БМБ, 18–28 мин.

В начале 1930-х для замены устаревших мм было принято решение построить серию новых кораблей такого класса, при этом их стандартное водоизмещение ограничивалось 600 т. Это позволяло воспользоваться лазейкой в итоговых документах Лондонской морской конференции 1930 г., согласно которым корабли водоизмещением не более 600 т не подпадали под ограничения и могли строиться в любом количестве. По мнению специалистов в области военного кораблестроения, создать что-либо, кроме прибрежного миноносца с низкой мореходностью и малой дальностью плавания, было невозможно. Для Италии же, чьи интересы были сосредоточены на Средиземном море с его относительно небольшими расстояниями и хорошими погодными условиями, дальность плавания и мореходность отступали на второй план. Понятно желание итальянцев использовать эту лазейку для обновления своего миноносного флота, не тратя на это драгоценный договорной тоннаж и оставив его на полноценные корабли для эскадренной службы.

Интересно, что намерение строить 600-тонные корабли имело, помимо экономической, еще и политическую подоплеку, поскольку Италия, вслед за Францией, не ратифицировала итоговые документы Лондонской конференции и формально имела полное право не связывать себя какими-либо ограничениями.

Первые два мм заложили в 1933 г. Конструктивно они представляли сильно уменьшенную версию ЭМ типа «Freccia» со 100-мм артиллерией ГК и 450-мм ТА. Всего с 1935 по 1938 г. в строй вступили 32 единицы, отличающиеся друг от друга расположением торпедного вооружения. На испытаниях многие превысили 37 узл., однако, после передачи флоту скорость существенно снизилась за счет перегрузки (к проектному стандартному водоизмещению 630–670 т добавлялось от 115 до 150 т) и составила в среднем 30 узл.

Удачный с точки зрения корабельной архитектуры проект 600-тонного мм в то же время имел сомнительную практическую ценность, так как мало подходил для решения большинства задач, стоящих перед ЭМ. Для борьбы с вражескими ЭМ он был слишком мал и слабо вооружен. Для выхода в торпедную атаку на надводные корабли противника — наоборот, слишком велик, да и имел в бортовом залпе всего 2–4 слабеньких 450-мм торпеды. Гораздо в большей степени 600-тонники подходили для несения патрульной и эскортной служб, но и в этом случае их зенитное и противолодочное вооружение оставляло желать лучшего.

В марте 1940 г. два самых первых корабля (так называемая группа S), «Astore» и «Spica» проданы Швеции и переименованны в «Romulus» и «Remus».

В начале войны на большинстве кораблей с бортовыми ТА их переставили в диаметральную плоскость. Тогда же 13,2-мм пулеметы стали частично заменять на спаренные 20-мм/65 автоматы, поэтому на протяжении 1940–1942 гг. многие мм имели смешанное зенитное вооружение из 3 х 2 20-мм/65 и 1 х 2 13,2-мм. После 1942 г. пулеметы окончательно исчезли с кораблей, а к шести 20-мм/65 автоматам добавились 4 х 1 20-мм/70 автомата.

В 1941–1942 гг. число БМБ увеличили до 4, запас ГБ — до 40 шт.

«Airone» и «Ariel» 12.10.1940 потоплены англ. КРЛ «Ajax» вост. Мальты. «Calipso» 5.12.1940 подорвался на минах (англ. ПЛ «Rorqual») вост. Триполи. «Andromeda» 18.3.1941 потоплен англ, авиацией у побережья Албании. «Canopo» потоплен 3.5.1941 англ, авиацией в Триполи. «Pleiadi» 31.5.1941 ошибочно поврежден итал. авиацией у Тобрука, отбуксирован в Триполи, 13.10.1941 тяжело поврежден англ, авиацией, не восстанавливался. «Aldebaran» и «Altair» 20.10.1941 подорвались на минах (англ. ПЛ «Rorqual») в районе Пирея. «Alcione» 11.12.1941 потоплен англ. ПЛ «Truant» сев. о.Крит. «Vega» 10.1.1942 поврежден артиллерией англ. КРЛ «Bonaventure» и потоплен торпедой англ. ЭМ «Hereward» в р-не о.Пантеллерия. «Polluce» 4.9.1942 потоплен англ, авиацией севернее Тобрука. «Centauro» 4.11.1942 потоплен амер. авиацией в Бенгази. «Circe» 27.11.1942 затонул при столкновении с итал. вспомогательным КР «Cita di Tunisi» у о.Сицилия. «Lupo» 2.12.1942 потоплен англ. КРЛ «Aurora», «Argonaut» и «Sirius» в районе о-вов Киркенах. «Cigno» 16.4.1943 потоплен артиллерией и торпедой англ. ЭМ «Paladin» и «Pakenham» зап. Сицилии. «Climene» 28.4.1943 потоплен англ. ПЛ «Unshaken» зап. Сицилии. «Perseo» 4.5.1943 потоплен англ. ЭМ «Nubian», «Paladin» и «Petard» у побережья Туниса. «Antares» 28.5.1943 затонул в результате налета амер. авиации на Ливорно. «Castore» потоплен 2.6.1943 артиллерией англ.

ЭМ «Jervis» и греч. ЭМ «Vasilisa Olga» в районе Калабрии. «Lince» 4.8.1943 выскочил на мель у Таранто, 28.8.1943 добит англ. ПЛ «Ultor». «Pallade» 5.8.1943 потоплен амер. авиацией в Неаполе. «Lira» захвачен герм, войсками в сентябре 1943 г., переименован в ТА-49. Потоплен 4.11.1944 авиацией союзников в Специи. «Partenope» захвачен герм, войсками в сентябре 1943 г., 11.9.1943 взорван в Неаполе.

«Albatros»

1 единица

05

«Albatros» (КНРп, 1931/27.5.1934/11.1934 — погиб 27.9.1941).

408/490 т; 70,5x6,9x2,2 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 4300 л.с., 24,5 узл., 1422 (14) миль. Эк. 52 чел. 2 х 1–102-мм/35, 2x1–37-мм/54, 2x1–13,2-мм, 4 БМБ и 2 БС.

«Albatros» стал первой попыткой создать специализированный противолодочный корабль. Проект разработан в 1931 г. Оказался неудачным, и от строительства однотипного корабля отказались в пользу более крупного (будущий тип «Pegaso»). В 1938 г. переклассифицирован в мм. В 1939 г. добавлены два 37-мм автомата.

«Albatros» 27.9.1941 потоплен англ. ПЛ «Upright» в районе Мессины.

«Audace»

06

1 единица

«Audace» (Яр, 1.10.1913/27.9.1916/3.1917 — в сентябре 1943 захвачен Германией).

890/1152 т; 83,9/87,2x8,4x2,8 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 22 000 л.с., 30 узл., 248 т нефти, 1800 (15) миль. Эк. 127 чел. 7x1–102-мм/35, 2x1–40-мм/39.

«Audace» строился первоначально для японского флота и назывался «Kawakaze», в 1916 г. по соглашению между Японией и Италией передан последней и переименован.

Проектом предусматривалась опытная смешанная дизель-паротурбинная ЭУ, однако, поскольку заказ на дизели экономичного хода был размещен в Германии, по понятным причинам они на корабль так и не попали, и ЭМ вошел в строй с обычной паротурбинной ЭУ.

Предусмотренное проектом вооружение из 120-мм и 76-мм орудий и 533-мм ТА заменили образцами итальянского производства (7 х 1 102-мм/35 орудиями и 2 х 2 450-мм ТА).

В 1929 г. переклассифицирован в мм. В 1938 г. оборудован в качестве корабля управления радиоуправляемой мишени «San-Marco». При этом оба ТА сняты. К началу войны скорость составляла 28 узл.

В 1942 г. пять из семи 102-мм/35 и оба 40-мм орудия сняты, добавлены 10x2 20-мм/65 и усилено противолодочное вооружение.

«Audace» в сентябре 1943 г. захвачен герм. войсками , переименован в ТА-20. Потоплен 1.11.1944 артиллерией англ. ЭМЭ «Avon Vale» и «Wheatland» в Адриатическом море.

«Curtatone»

4 единицы

07

«Calatafimi» (Орл, 1.12.1920/17.3.1923/5.1924 — захвачен Германией 9.9.1943), «Castelfidardo» (Орл, 20.7.1920/4.6.1922/3.1924 — захвачен Германией 9.9.1943), «Curtatone» (Орл, 3.1.1920/17.3.1922/21.6.1923 — погиб 20.5.1941) и «Monzambano» (Орл, 20.1.1921/6.8.1923/6.1924 — исключен в 1951).

953/1210 т; 84,6/84,7x8x3 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 22 000 л.с., 32 узл., 206 т нефти, 1800 (15) миль. Эк. 117 чел. 2x2–102-мм/45, 2x1–76-мм/30, 2x3–450-мм ТА, 16 мин.

4 корабля типа «Curtatone» были заказаны еще в 1915 г. и первоначально принадлежали к ЭМ типа «Palestro», но их постройку отложили до окончания войны. Закладка произошла только в 1920 г. по измененному проекту, в который, по сравнению с прототипом, внесли ряд новшеств, касающихся состава и расположения вооружения. Корабли типа «Curtatone» стали первыми итальянскими ЭМ, все вооружение которых располагалось в диаметральной плоскости. Впервые в европейской практике 102-мм орудия стояли в спаренных установках. Кроме того, на кораблях этого типа произошел переход с двух — на трехтрубные ТА.

В 1938 г. перечислены в класс мм.

В начале войны 76-мм зенитки сняты и заменены на 2 х 1 20-мм/70 автомата. В 1942–1943 гг. на «Calatafimi» и «Monzambano» кормовая спаренная 102-мм артустановка заменена на одноорудийную 102-мм/45. Тогда же на «Calatafimi» оба 450-мм ТА сняты и заменены на 1 х 2 533-мм. К 1943 г. число 20-мм автоматов на кораблях колебалось от 4 до 6.

«Curtatone» 20.5.1941 подорвался на греческих минах у Пирея и затонул. «Castelfidardo» 9.9.1943 захвачен герм, войсками в Суде, переименован в ТА-16, погиб во время налета англ, авиации 1.6.1944. «Calatafimi» 9.9.1943 захвачен герм, войсками в Пирее, переименован в ТА-19, 9.8.1944 потоплен греч. ПЛ «Pipinos» у о.Самос.

Тип «Palestro»

4 единицы

08

«Confienza» (Орл, 10.5.1917/18.12.1920/4.1923 — погиб 20.11.1940), «Palestro» (Орл, 12.4.1917/23.3.1919/26.1.1921 — погиб 22.9.1940), «San-Martino» (Орл, 30.4.1917/8.9.1920/10.1922 — захвачен Германией 9.9.1943) и «Solferino» (Орл, 21.4.1917/28.4.1920/31.10.1921–9.9.1943 захвачен Германией).

925/1160 т; 80,1/81,9x8x3,1 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 18 000 л.с., 32 узл., 208 т нефти, 1970 (14) миль. Эк. 106 чел. 4x1–102-мм/45, 2x1–76-мм/30, 2 х 2–450-мм ТА, 10–38 мин.

Проект разработан на верфи «Орландо» в 1915 г. на базе ранее построенного на этой верфи ЭМ «Audace». От кораблей группы «Indomito» отличался чуть более крупными размерами, протяженным полубаком и двумя дымовыми трубами вместо трех. Применение ЭУ повышенной до 18 000 л.с. мощности обеспечило прирост скорости до 32 узл. В остальном достаточно близок к последним «трехтрубникам» 3-й и 4-й групп.

В конце 1915 г. было заказано 8 кораблей типа «Palestro», однако из-за вызванной военным временем нехватки судостроительной стали и прочих стратегических материалов постройку четырех из них отложили на неопределенное время. Остальные четыре по тем же причинам строились медленно и вступили в строй только в начале 1920-х. В целом тип «Palestro» оказался более удачным, чем «трехтрубники».

В 1938 г. перечислены в класс мм. Незадолго до начала Второй мировой войны планировалось усилить зенитное вооружение — установить вместо одного из 102-мм орудий и обеих 76-мм пушек 4 20-мм/65 автомата, но эти планы осуществлены не были.

В 1942 г. на «San-Martino» и «Solferino» сняты два 102-мм орудия и обе 76-мм пушки и заменены на 6 20-мм/65.

«Palestro» 22.9.1940 потоплен англ. ПЛ «Osiris», западнее Дураццо. «Confienza» 20.11.1940 затонул в результате столкновения с итал. вспомогательным КР «Capitano A.Cecchi» около Бриндизи. «San-Martino» 9.9.1943 захвачен герм, войсками в Пирее, переименован в ТА-18, затем вТА-17, неоднократно повреждался, исключен 12.10.1944 и затоплен. «Solferino» 9.9.43 захвачен герм, войсками в Суде, переименован в ТА-18, 19.10.1944 тяжело поврежден артогнем англ. ЭМ «Termagant» и «Tuscan» у о.Скиатос, выбросился на берег и уничтожен.

Тип «Generate»
(«Indomito улучшенный», 4-я группа)

6 единиц

09

«Generate Antoio Cantore» (Од, 10.11.1919/23.4.1921/7.1921 — погиб 22.8.1942), «Generate Antonio Cascino» (Од, 13.3.1920/18.3.1922/5.1922 — затоплен 9.9.1943), «Generale Antoio Chimoto» (Од, 20.11.1919/7.8.1921/9.1921 — погиб 28.3.1941), «Generate Carlo Montanri» (Од, 7.6.1921/4.10.1922/11.1922 — затоплен 9.9.1943), «Generale Achille Papa» (Од, 24.12.1919/8.12.1921/2.1922 — затоплен 9.9.1943) и «Generale Marcello Prestinari» (Од, 23.5.1921/4.7.1922/8.1922 — погиб 31.1.1943).

730/890 т; 72,5/73,5x7,3x3 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 15 500 п.с., 30 узл., 150 т нефти, 2000 (14) миль. Эк. 106 чел. 3 х 1–102-мм/45,4–20-мм/65, 2x2–450-мм ТА, 2 БМБ.

Последние представители семейства ЭМ типа «Indomito». Почти точное повторение типа «la Masa», но с уменьшенным до трех числом 102-мм орудий, расположенных в диаметральной плоскости.

В 1929 г. переклассифицированы в мм. В 1939 г. усилено зенитное вооружение, 76-мм пушки сняты, вместо них установлены 20-мм автоматы.

«Generale Antoio Chimoto» 28.3.1941 подорвался на мине (англ. ПЛ «Rorqual») у Палермо. «Generale Antoio Cantore» 22.8.1942 погиб на мине (англ. ПЛ «Purpose»), побережье Киренаики. «Generale Marcello Prestinari» 31.1.1943 погиб на мине (англ. МЗ «Welshman») в Сицилийском проливе. «Generale Antonio Cascino» 9.9.1943 затоплен экипажем в Специи. «Generale Carlo Montanri» 9.9.1943 затоплен экипажем в Специи, поднят немцами, но в строй не вводился. 4.10.1944 потоплен союзной авиацией в Специи. «Generale Achille Papa» 9.9.1943 затоплен экипажем в Генуе, поднят немцами, первоначально назван ТА-7, впоследствии переименован в SG-20, в строй не вводился.

Тип «Giuseppe la Masa»
(«Indomito улучшенный», 3-я группа)

7 единиц

10

«Angello Bassini» (Од, 2.10.1916/28.3.1918/5.1918 — погиб 28.5.1943), «Giacinto Carini» (Од, 1.9.1916/7.11.1917/11.1917 — исключен в 1958), «Enrico Cosenz» (Од, 23.12.1917/ 6.6.1919/6.1919 — затоплен 27.9.1943), «Nicolo Fabrizi» (Од, 1.9.1916/8.7.1918/7.1918 — исключен в 1957), «Giuseppe la Farina» (Од, 29.12.1917/12.3.1919/3.1919 — погиб 4.5.1941), «Giuseppe la Masa» (Од, 1.9.1916/6.9.1917/9.1919–9.9.1943 захвачен Германией, взорван в Неаполе 11.9.1943) и «Giacomo Medici» (Од, 2.10.1916/6.9.1918/9.1918 — погиб 16.4.1943).

740/900 т; 72,5/73,5x7,3x3 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 15 500 л.с., 30 узл., 150 т нефти, 2230 (13) миль. Эк. 98 чел. 4x1–102-мм/45, 2x1–76-мм/40, 2x2–450-мм ТА, 10 мин.

Повторение типа «Sirtori». От последних отличались новыми 102-мм орудиями ГК с большей длиной ствола (45 против 35 клб.) и заменой 40-мм зенитных автоматов на 76/40-мм пушки. Из-за увеличившегося веса новых артустановок пришлось сократить число орудий ГК с шести до четырех, однако за счет размещения части из них в диаметральной плоскости бортовой залп не уменьшился. Из восьми ЭМ в ходе Первой мировой войны погиб один, остальные в 1929 г. перевели в класс мм.

В 1940–1942 гг. с «Bassini», «Cosenz», «Fabrizi» и «Medici» сняты одно-два 102-мм/45 орудия и обе 7б-мм/40 зенитные пушки. На некоторых из них также снят один из ТА, а второй перенесен в диаметральную плоскость. На всех установлено по 6 20-мм/65 автоматов. На «Carini» и «la Masa» тогда же сняты все 102-мм орудия, кроме одного, установленного на полубаке в диаметральной плоскости. Зенитные 76-мм пушки заменены на 8 20-мм автоматов. Вместо демонтированных бортовых ТА в диаметральной плоскости установлены 1 х 3 533-мм и 1 х 2 450-мм ТА.

«Giuseppe la Farina» 4.5.1941 погиб на итальянских минах у восточного побережья Туниса. «Giacomo Medici» 16.4.1943 потоплен амер. авиацией в Катании. «Angello Bassini» 28.5.1943 потоплен амер. авиацией в Ливорно. «Giuseppe la Masa» 9.9.1943 захвачен герм, войсками, 11.9.1943 взорван в Неаполе. «Enrico Cosenz» 27.9.1943 тяжело поврежден герм, авиацией, затоплен экипажем в Адриатическом море.

Тип «Sirtori»

(«Indomito улучшенный», 2-я группа)
4 единицы

11

«Giovanni Acebri» (Од, 2.2.1916/14.2.1917/2.1917 — погиб 4.4.1941), «Vincenzo Giordano Orsini» (Од, 2.2.1916/23.4.1917/5.1917 — затоплен 8.4.1941), «Giuseppe Sirtori» (Од, 2.2.1916/24.11.1916/12.1916 — поврежден 14.9.1943, взорван 25.9.1943) и «Francesco Stocco» (Од, 2.2.1916/5.5.1917/7.1917 — погиб 24.9.1943).
740/900 т; 72,5/73,5x7,3x2,9 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 15 500 л.с., 30 узл., 150 т нефти, 2100 (14) миль. Эк. 98 чел. 6x1–102-мм/45, 2x1–40-мм/39, 2x2–450-мм ТА, 10 мин.

Развитие ЭМ типа «Pilo» с увеличенным до 102-мм калибром артиллерии и сдвоенными ТА. Все вооружение расположено побортно, вне диаметральной плоскости. В 1920 г. 102-мм/35 орудия заменены на более мощные 102-мм/45. В 1929 г. переведены в класс мм.

Единственным изменением в составе вооружения в годы Второй мировой войны стало уменьшение числа 102-мм орудий на «Sirtori» и «Stocco». «Giovanni Acebri» 4.4.1941 потоплен англ, авиацией в Массауа, Эритрея. «Vincenzo Giordano Orsini» 8.4.1941 затоплен экипажем в Массауа, Эритрея. «Giuseppe Sirtori» 14.9.1943 тяжело поврежден герм, авиацией у о.Корфу, выбросился на берег и 25.9.1943 взорван экипажем. «Francesco Stocco» 24.9.1943 затонул у о. Корфу в результате атаки герм, авиации.

Тип «Pilo»

(«Indomito улучшенный», 1-я группа)
7 единиц

11

«Giuseppe Cesare Abba» (Од, 19.8.1913/25.5.1915/7.1915 — исключен в 1958), «Giuseppe Dezza» (Од, 12.9.1913/26.10.1915/1.1916–16.9.1943 захвачен Германией), «Giuseppe Missori» (Од, 19.1.1914/20.12.1915/3.1916–10.9.1943 захвачен Германией), «Rosolino Pilo» (Од, 19.8.1913/24.3.1915/5.1915 — исключен в 1954), «Simone Schiaffino» (Од, 12.09.1913/ 11.9.1915/11.1915 — погиб 24.4.1941), «Fratelli Cairoli» (Пат, 24.9.1913/12.11.1914/5.1915 — погиб 23.12.1940) и «Antonio Mosto» (Пат, 9.10.1913/20.5.1915/7.1915 — исключен в 1958).

740/900 т; 71,9/73x7,3x2,7 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 16 000 л.с. (на кораблях постройки Од) или 14 800 л.с. (на кораблях постройки Пат), 29–30 узл., 150 т нефти, 2400 (12) миль. Эк. 88 чел. 5 х 1–102-мм/35, 2х 1–40-мм/39,4х1–450-мм ТА, 10 мин.

Развитие ЭМ типа «Indomito» с артиллерией единого калибра (6x1 76-мм/40), увеличенной емкостью топливных цистерн и включенными в состав ЭУ турбинами крейсерского хода. После окончания Первой мировой войны перевооружены 102-мм/35 орудиями и 40-мм/39 автоматами.

В 1929 г. переведены в класс мм. В 1938 г. один корабль сдан на слом, остальные 7 приняли участие во Второй мировой войне. К 1940 г. их скорость не превышала 25 узл.

В 1941–1942 гг. на всех, кроме погибших к этому времени «Schiaffino» и «Cairoli», число 102-мм/35 сокращено до двух, сняты 40-мм автоматы и добавлены шесть 20-мм/65 и противолодочное вооружение. Два из четырех ТА также сняты.

«Fratelli Cairoli» 23.12.1940 погиб на мине (англ. ПЛ «Purpose») у Триполи. «Simone Schiaffino» 24.4.1941 подорвался на итальянских минах у побережья Туниса. «Giuseppe Dezza» 16.9.1943 захвачен герм, войсками в Фиуме, переименован в ТА-35, 17.8.1944 погиб на мине в районе Полы. «Giuseppe Missori» 10.9.1943 захвачен герм, войсками в Дураццо, переименован в ТА-22. 25.6.1944 тяжело поврежден англ, авиацией юго-вост. Триеста, затоплен в Триесте 2.5.1945.

Тип «Indomito»

1 единица

12

«Insidioso» (Пат, 15.7.1912/30.9.1913/7.1914–10.9.1943 захвачен Германией).

758/890 т; 73x7,3x2,4 м; 2 ПТУ, 3 ПК, 12 000 л.с., 24 узл., 128 т нефти. Эк. 75 чел. 1 х 1–102-мм/45, 2 х 2–20-мм/70, 1x2–533-мм ТА.

Проект ЭМ типа «Indomito» разработан фирмой «Паттисон» под руководством главного конструктора Л. Скаглиа еще в 1912 г. как ответ на появившиеся в составе флотов Австро-Венгрии и Франции крупных ЭМ со 100-мм артиллерией ГК. Корабли типа «Indomito» стали первыми итальянскими ЭМ с турбинной ЭУ. За годы Первой мировой войны в Италии было построено 32 ЭМ этого типа пятью группами (непосредственно тип «Indomito» и еще 4 «улучшенных»), отличающихся друг от друга в основном составом и расположением вооружения. Все эти ЭМ известны также под собирательным названием «трехтрубники».

Первые «трехтрубники», 6 единиц типа «Indomito», вступили в строй еще накануне Первой мировой войны и имели смешанное вооружение из 120-мм/40 и 76-мм/40 пушек и 450-мм ТА. Уже в ходе войны состав вооружения изменен на 5 х 1 102-мм/35, 1 х 1 40-мм/39 и 4 х 1

450-мм ТА, запас топлива возрос со 100 до 128 т (за счет бортовых цистерн) и полное водоизмещение — с 770 до почти 900 т. В результате скорость с проектных 30 узл. упала до 27–28.

В 1929 г. четыре сохранившихся корабля перевели в класс миноносцев, а в 1937–1938 гг. их исключили из списков флота. Три пошли на слом, однако последний, «Insidioso», простояв пару лет на приколе, в марте 1941 г. вновь введен в строй после модернизации, в ходе которой с него сняли один ПК и дымовую трубу и изменили состав вооружения. Числясь мм, он некоторое время использовался в качестве корабля-цели для тренировки подводников, а затем — как эскортный корабль.

«Insidioso» 10.9.1943 захвачен в Поле герм. войсками, переименован в ТА-21, 5.11.1944 потоплен во время налета союзной авиации.

Трофейные миноносцы

В апреле 1941 г., после капитуляции Югославии, в состав итальянского флота были включены шесть устаревших 230-тонных миноносцев австро-венгерской постройки Первой мировой войны (Т-1, Т-3, Т-5, Т-6, Т-7 и Т-8).

После высадки союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. герм, войска захватили стоящие в Бизерте французские корабли. Из их числа 28.12.1942 Италии были переданы три 600-тонных миноносца типа «La Pomone» (FR-41 (бывш. «Bombarde»), FR-42 (бывш. «La Pomone») и FR-43 (бывш. «L'lphigenie»). Возвращены Германии 6.4.1943.

Сторожевые корабли, Германия

Тип «Elbe»

2 единицы

«Elbe» (W, 1929/24.1.1931/1.11.1931 — передан СССР в 1945),
«Weser» (W, 1929/24.1.1931/11.1931 — слом в 1954).

820/870 т; 54,3/58x8,5x3,7 м; 2 диз., 1600 л.с.; 14 уз.; 87 т соляра; 10 500 (11) миль. Эк. 65 чел....

Лидеры эсминцев, Великобритания

Тип «Grenville»

3 единицы

«Grenville» (Яр, 29.9.1934/15.8.1935/7.1936 — погиб 19.1.1940), «Hardy» (Кмл, 1935/ 7.4.1936/12.1936 — погиб 10.4.1940) и «Inglefield» (Кмл, 29.4.1936/13.10.1936/6.1937 — погиб 25.2.1944).

1465/2033 т («Grenville»),...

Средние подводные лодки, Румыния

Тип «Delfinul»

1 единица

«Delfinul» (22.06.1930)

650/900 т; 68,6 х 5,94 х 3,66; погружение на 82 м: дизели «Sulzer» 2 х 800 л.с./э.д. 2 х 450 л.с; 14/9 узлов; 2000 миль (на 10 узлах); б — 533-мм ТА (4–2), 1–102-мм L/35 орудие (боекомплект 58...

Гидроавиатранспорт, Франция

«Commandant Teste»

1 единица

«Commandant Teste» FCG 6.9.1927 12.4.1929 1932 Затоплен 27.11.1942

10 000/11 500 т; 156,3/167x27x6,93 м; 2 ПТ, 4 ПК, 21 000 п.с., 20,5 уз. (21,77 на испытаниях), 720 т угля + 390 т нефти; 6000 (10) миль. Броня:...

Речные катера - тральщики, Польша

Тип «T»

6 единиц

Т-1, Т-3 (оба — 1935) + 20.09.39 на р. Струмень подорваны и затоплены экипажами.

Т-2 (1935) + 29.09.39 на Городыщском озере затоплен экипажем.

Т-4, Т-6, Т-7 (все — 1930) + 21.09.39 в р-не Кужеличина (на Крулевском кан.) затоплены...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!