Эсминцы, Норвегия

Тип  «Aalesund»

0 + 2 единицы

I (MH, 4.1939/29.5.1941/не достроен — слом в 1956),
II (МН, 4.1939/ 30.6.1943/не достроен)

1220 (станд.) т; 95/100x9,9x2,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 30 000 л.с.,34 уз., 300 т нефти, 3100 (19) миль. Эк. 130 чел. 2 х 1 и 1 х 2–120-мм/45, 1x2–40-мм, 2x1–13,2-мм пул., 2x2–533-мм ТА.

Первые настоящие эсминцы норвежского флота, мало уступающие по размерам и составу вооружения зарубежным кораблям этого класса. Постройка утверждена в 1938 г. Основой для проектирования послужили миноносцы типа «Sleipner», причем несмотря на вдвое большее водоизмещение, эсминец имел почти неотличимый от прототипа силуэт. Все артвооружение должно было поставляться шведской фирмой «Бофорс».

К началу германского вторжения корабли находились на стапелях и еще не имели названий. После оккупации Норвегии руководство Кригсмарине решило достроить эти корабли для себя, присвоив им номера ZN-4 и ZN-5. Из этой затеи ничего не вышло, поскольку работы саботировались персоналом верфи. Корпуса еще удалось спустить на воду, но после этого работы фактически прекратились.

Дальнейшая судьба ZN-5 неизвестна. ZN-4 после освобождения страны решили достроить и даже переименовали в «Aalesund», однако к работам так и не приступили, и в 1950 г. достройку отменили.

Тип «Sleipner»

6 единиц
01

Подгруппа «Sleipner»: «Sleipner» (MH, 1933/7.5.1936/1937 — исключен в 1956), «Aeger» (MH, 1934/25.8.1936/1938 — погиб 9.4.1940), «Gyller» (MH, 1936/7.8.1938/8.1939 — захвачен Германией 11.4.1940)

Подгруппа «Odin»: «Odin» (MH, 1938/17.1.1939/11.1939 — захвачен Германией 11.4.1940), «Tor» (FM, 1938/7.9.1939 — затоплен 9.4.1940), «Balder» (MH, 1938/11.10.1939–9.4.1940 захвачен Германией в недостроенном состоянии)

597/708 т (тип «Sleipner») или 632/719 т (тип «Odin»); 72/74,3 (тип «Sleipner») или 74/около 76 (тип «Odin»)x7,8x2,2 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 12 500 л.с., 30 уз. 100 т нефти, 3500 (15) миль. Эк. 75 чел. 3 (тип «Sleipner») или 2 (тип «Odin») х 1–100-мм/40, 1x1–40-мм/56, 2x1–12,7-мм пул., 2 («Gyller») или 1 (остальные) х 2–533-мм ТА, 4 БС.

Эсминцы (фактически миноносцы) типа «Sleipner» стали первыми кораблями этого класса, пополнившими флот после почти двадцатилетнего перерыва, вызванного как политическими, так и финансовыми трудностями. При их проектировании ставилась задача создать корабль, который, не слишком уступая эсминцам соседей и обладая достаточной мореходностью, был бы как можно меньше по размерам и, соответственно, дешевле (средства на флот хотя и выделялись, но в очень ограниченном объеме). Надо отдать должное норвежским корабелам — они смогли разработать весьма оригинальные корабли, составом вооружения практически не уступающие более крупным (почти в два раза) шведским и немецким «оппонентам». Достичь этого удалось за счет разумного облегчения корпуса и ЭУ, а также некоторого снижения скорости. На кораблях типа «Sleipner» впервые в национальной практике была применена продольная схема набора корпуса без двойного дна. Последнее обстоятельство отчасти компенсировалось большим числом водонепроницаемых отсеков. Вес ЭУ удалось снизить в результате повышения параметров пара.

Тем не менее, даже эти в целом удачные корабли не смогли опровергнуть правило, гласящее: попытка втиснуть максимум вооружения в минимальное водоизмещение ведет к потере невидимых на бумаге, но столь заметных на практике качеств — таких как мореходность и остойчивость. По ним «Sleipner» заметно уступал своим предшественникам типа «Draug». На трех уже построенных или находящихся в высокой степени готовности кораблях с этим решено было смириться, но внести изменения в проект трех единиц 2-й подгруппы, сократив на них число орудий с трех до двух и несколько удлинив корпус.

«Aeger» потоплен 9.4.1940 в гавани Ставангера герм, авиацией.

«Sleipner» 26.4.1940 смог уйти в Англию. Там его через некоторое время перевооружили на английскую артиллерию, заменив 100-мм пушки «Бофорса» на универсальные 102-мм Mk.V. Общее число стволов сократилось с трех до двух. Кроме того, корабль получил дополнительно два 20-мм «эрликона».

«Odin» и «Gyller» сдались герм, войскам 11.4.1940 в Кристиансанне. Включены в состав Кригсмарине под названиями «Panther» и «Lowe».

«Tor» в момент вторжения Германии в Норвегию проходил сдаточные испытания. Затоплен экипажем 9.4.1940 в гавани Фредрикстада. Поднят немцами и после ремонта 13.6.1940 включен в состав Кригсмарине под названием «Tiger».

«Balder» захвачен герм, войсками в недостроенном состоянии в Хортене 9.4.1940. Достроен и введен в состав Кригсмарине 26.6.1940 под названием «Leopard».

После войны «Gyller», «Odin», «Tor» и «Balder» возвращены Норвегии и сданы на слом в 1959 г.

Тип «Draug»

3 единицы
02

«Draug» (MH, 1907/18.3.1908/1909 — исключен в 1944),
«Troll» (MH, 1908/7.7.1910/1910–4.5.1940 захвачен Германией),
«Garm» (MH, 1912/25.5.1913/1914 — погиб 26.4.1940)

468/578 («Draug» и «Troll») или 597 («Garm») т; 69,2x7,3x2,9 м; 2 ПМУ («Draug» и «Troll») или 2 ПТУ («Garm»), 4 ПК, 7500 («Draug» и «Troll») или 8000 («Garm») л.с.,26,5 уз., 95–105 т угля, 2800 (10) миль. Эк. 76 чел. 6x1–76-мм/50, 3x1–457-мм ТА.

Проект разработан в 1906 г. на верфи ВМС в Хортене. Для своего времени довольно удачные корабли, отличавшиеся основательностью постройки, крепкими корпусами и хорошей мореходностью. Близки к английским кораблям типа «River», послужившим своего рода ориентиром при составлении технических требований на проектирование. При этом норвежские корабли были не копией, а скорее аналогом английских, и имели ряд индивидуальных особенностей: расположение артиллерии и ТА, а также наличие четырех дымовых труб, придававших норвежским кораблям сходство со шведскими и русскими истребителями.

Последний, третий, представитель этого типа «Garm» стал первым норвежским турбинным кораблем. На испытаниях он развил скорость 27,4 уз.

«Draug» 9.4.1940 ушел из Норвегии в Англию. В 1944 г. выведен из состава флота и вскоре сдан на слом.

«Garm» потоплен герм, авиацией 26.4.1940 в Согне-фьорде.

«Troll» захвачен герм, войсками в Флуре 4.5.1940. Введен 18.5.1940 в состав Кригсмарине под собственным названием. После окончания войны возвращен Норвегии, сдан на слом в 1949 г.

Тип «Town»

5 единиц
03

«Bath» (б. HMS «Bath», NNsb, 19.1.1918/8.6.1918/1919 (9.4.1941) — погиб 19.8.1941),

«Lincoln» (б. HMS «Lincoln», С, 12.2.1918/19.6.1918/ 1919 (1.6.1942) — в феврале 1944 возвращен Англии),

«Mansfield» (б. HMS «Mansfield», BIW, 28.12.1917/30.10.1918/1919 (16.12.1940) — в феврале 1942 возвращен Англии),

«Newport» (б. HMS «Newport», BQ, 25.8.1917/16.12.1917/1918 (1.10.1941) — возвращен Англии в июне 1942),

«St. Albans» (б. HMS «St. Albans», NNsb, 23.3.1918/ 4.7.1918/1919 (14.4.1941) — возвращен Англии в феврале 1944)

1090/1390 («Mansfield» и «Lincoln») или 1060/1360 («Bath», «Newport» и «St. Albans») т; 95,8x9,3x3,6 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 24 200 («Mansfield»), 27 000 («Newport») или 26 000 (остальные) л.с.,32 («Mansfield») или 35 (остальные) уз., 275 т нефти, 4300 (14) миль. Эк. 146 чел. Вооружение: «Mansfield», «Newport» и «Bath» — 3x1–102-мм/50, 1x1–76-мм/40, 3x1–12,7-мм пул., 2 х 3–533-мм ТА, 2 БС и 4 БМ; «St. Albans» — 3 х 1–102-мм/50, 1x1–76-мм/40, 1x1–76-мм/23, 2 БС и 4 БМ; «Lincoln» — 1x1–102-мм/50,1x1–76-мм/40,2x1–20-мм, 2x1–12,7-мм пул., 1 х 3–533-мм ТА, РБУ «Хеджехог», 2 БС и 4 БМ;

Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи кораблей норвежскому флоту.

Бывшие английские эсминцы типа «Town» (в свою очередь, получены Англией от США в конце 1940 г.). Часть из них плавала под национальным флагом, часть — под английским, но с норвежскими экипажами. Английские названия не изменялись.

«Mansfield» получен 16.12.1940, возвращен Англии 11.2.1942. «Bath» получен 9.4.1941,19.8.1941 потоплен в Северной Атлантике герм. ПЛ U-204 (по другой версии — U-201). «St. Albans» получен 14.4.1941, возвращен Англии 4.2.1944. «Newport» получен 1.10.1941, возвращен Англии 15.6.1942. «Lincoln» получен 1.6.1942, возвращен Англии 8.2.1944.

Тип «S»

2 единицы
04

«Stord» (б. HMS «Success», W, 25.2.1942/3.4.1943/9.1943 — слом в 1959),

«Svenner» (6. HMS «Shark», S, 5.11.1941/1.6.1943/3.1944 — погиб 11.3.1944)

1710/2530 т; 103,5/110,6x10,9x4,3 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 уз., 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 200 чел. 4x1–120-мм/45,1x2–40-мм/56, 4x2–20-мм/70, 2 х 4–533-мм ТА, 4 БМ и 2 БС (70 ГБ).

Английские ЭМ типа S, переданы норвежским ВМС при достройке и вступили в строй уже под норвежским флагом.

«Svenner» потоплен 6.6.1944 у побережья Нормандии герм, миноносцами.

Тип «Hunt»

2 единицы
05

«Eskdale» (6. HMS «Eskdale», CL, 18.1.1941/16.3.1942/7.1942 — погиб 14.4.1943),

«Glaisdale» (б. HMS «Glaisdale», CL, 4.2.1941/5.1.1942/ 6.1942 — слом в 1961)

1050/1490 т; 80,5/85,3x9,6x3,7 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 27 уз., 277 т нефти, 2100(20) миль. Эк. 168чел. 2x2–102-мм/45, 1 х4–40-мм/40, 3 х 1–20-мм, 4 БМ, 2 БС (70 ГБ).

Бывшие английские эскортные миноносцы типа «Hunt» третьей серии. Передали ВМС Норвегии, когда находились в достройке и в строй вступили уже под норвежским флагом.

В 1943 г. на обоих кораблях в носу смонтировали по одному противокатерному 40-мм «пом-пому».

«Eskdale» 14.4.1943 у м. Лизард получил попадания двух торпед с герм. ТКА S-90 — в нос и корму. Несмотря на тяжелые повреждения некоторое время оставался на плаву, но, получив новые торпедные попадания с герм. ТКА S-112 и S-65, затонул.

Патрульные корабли, Франция

В начале войны было мобилизовано не менее 66 торговых судов и траулеров. В зависимости от размеров, они числились как avisos auxiliaries (вспомогательные авизо) или patrouilleurs (патрульные корабли). После перемирия большинство судов было...

Причины перелома в подводной войне

Наступивший перелом в подводной войне был столь же глобальным, сколь и неожиданным. Если еще в первые три недели марта немецкие подводники потопили 97 транспортов союзников, потеряв всего 7 подводных лодок, то уже к концу марта эффективность атак...

Эсминцы, Канада

Тип «A»

2 единицы в RСN

«Saguenay» = 15.12.42 у Ньюфаундленда тяжело поврежденен при столкновении с п/х «Azara», позже восстановлен, использ. как УК. х 1948

«Skeena» + 25.10.44 в Хваль-фьорде (Исландия) выскочил на камни (крушение). Потери: 15...

Малые подводные лодки, Норвегия

Тип «В»

6 единиц

В-1 (МН, 1915/1.8.1922/1923 — искл. в 1944),
В-2 (МН, Н.Д./15.8.1923/ 1924 — захвачена Германией 9.4.1940),
В-3 (МН, н.д./25.1.1924/1926 — затоплена 9.4.1940),
В-4 (МН, н.д./19.12.1923/1927 — захвачена Германией 9.4.1940),

Приказы по устройству БКФ в Прибалтике

Исполняя приказы наркома ВМФ, Военный совет КБФ издал целый ряд приказов, направленных на скорейшее решение проблемы перебазирования Балтийского флота: № 41/5744 от 24 ноября 1939 г. - о передислокации в порты Эстонии и Латвии 11,12, 13 и 21...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!