Эсминцы, Польша

Тип «Grom»

2+2 единицы
01

«Blyskawica» (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 — с 1976 — корабль-музей),
«Grom» (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 — погиб 4.5.1940),
«Huragan» (WPM, не заложен),
«Orkan» (WPM, не заложен)

1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000–3500(15) миль. Эк. 190–200 чел. 3 х 2 и 1 х 1–120-мм/60, 2 х 2–40-мм, 4 х 2–13,2-мм, 2x3–533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).

Строились в рамках 6-летней программы, принятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали раньше формального утверждения программы — 29.3.1935). Строились в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа «Wicher»).

Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи «Уайт», «Blyskawica» и «Grom» оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).

Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы «Бофорс» (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы «Гочкис»). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению — в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с «Blyskawica» и «Grom» по этому показателю.

Торпедное вооружение — английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток — плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели «Grom».

Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на «Huragan» и «Orkan» выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.

После перехода кораблей в Англию в 1939 г. они оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость «Blyskawica» и «Grom» не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение «верхнего» веса — были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.

В декабре 1941 г. «Blyskawica» прошел основательное перевооружение — все 120-мм орудия шведского производства заменили на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от «нестандартного» боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм «эрликона». Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ.

В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.

«Blyskawica» и «Grom» 30.8.1939 ушли в Англию в ходе операции «Пекин». «Grom» потоплен герм, авиацией у побережья Норвегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.

После войны «Blyskawica» вернулся в Польшу. С 1.5.1976 — корабль-музей (заменил в этом качестве «Burza»).

 

Тип «Wicher»

2 единицы
02

«Burza» (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 — слом в 1977),
«Wicher» (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 — погиб 3.9.1939)

1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1–130-мм/40, 2x1–40-мм/40, 4 пул., 2 х 3–550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.

Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой «малой программе» 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции — главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи «Шантье Наваль Франсез» в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев — именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием.

В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа «Bourrasque» французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм «пом-помы» и установке оборудования для минных постановок.

Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. «Wicher» и «Burza» на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа «Grom» (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.

На «Burza» в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. «Виккерс». В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение — вместо орудия ГК «А» смонтировали РБУ «Хеджехог»; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить «10-бомбовый залп». Орудие ГК «X» заменили на счетверенный 40-мм «пом-пом», а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные «пом-помы» — на 4 х 1 20-мм «эрликона» (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение «Burza» достигло 2430 т.

«Wiener» потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. «Burza» еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции «Пекин». 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. — корабль-музей.

Тип «G»

1 единица
03

«Garland» (б. HMS «Garland», Fid, 22.8.1934/24.10.1935/3.1936 (3.5.1940) — в 1947 возвращен Англии)

1340/около 1900 т; 95,1/98,5x10,1x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 л.с., 35,5 уз., 470 т нефти, 5530(15) миль. Эк. 145 чел. 4x1–120-мм/45, 1x1–76-мм, 2 х 4–12,7-мм, 1 х 4–533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.

Английский эсминец «Garland» типа G передан польским ВМС 3.5.1940. Название не изменялось.

В 1941 г. с эсминца снято орудие ГК «Y» и усилено противолодочное вооружение — число БМ увеличено до 4, а запас ГБ — до 70 шт. В том же году на крыльях мостика установили 2 одноствольных 20-мм автомата. В 1943 г. орудие ГК «В» демонтировали, а на его месте разместили РБУ «Хеджехог». 12,7-мм пулеметы сняли, а число 20-мм «эрликонов» довели до 4. Для компенсации возросшего веса вооружения с эсминца сняли 76-мм орудие. В 1944 г. число 20-мм автоматов достигло 6.

Возвращен Англии в 1947 г., но в том же году продан Голландии и переименован в «Marnix».

Тип «M»

1 единица
04

«Orkan» (б. HMS «Myrmidon», Fid, 7.12.1940/2.3.1942/12.1942 — погиб 8.10.1943)

1920/2725т; 105,3/110,4x11,3x4,4 м; 2ТЗА, 3 ПК, 48000 л.с., 36уз. (в полном грузу — 32,5 уз.), 567 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 190 чел. 3x2–120-мм/50,1 х1–102-мм/45, 1 х4–40-мм, 2x1–20-мм, 2х4 и 2х2–12,7-мм, 1x4–533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (45 ГБ).

Английский ЭМ «Myrmidon» типа М, передан польским ВМС 18.11.1942 г., вошел в строй в следующем месяце под названием «Orkan». Вскоре после вступления в строй все 12,7-мм пулеметы заменены на 20-мм автоматы, число которых достигло 6.

8.10.1943 при сопровождении конвоя SC-143 «Orkan» потоплен в Северной Атлантике герм. ПЛ U-378.

Тип «N»

1 единица
05

«Piorun» (б. HMS «Nerissa», JB, 26.7.1939/7.5.1940/11.1940 — возвращен Англии в 1946)

1773/2350 т; 103,5/108,6x10,8x3,9 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с., 36 уз. (в полном грузу — 32 уз.), 491 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 183 чел. 3 х 2–120-мм/45, 1 х 1–102-мм/45, 1x4–40-мм, 4x1–20-мм, 2 х 2–12,7-мм, 1x5–533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ).

Английский ЭМ «Nerissa» типа N, передан польским ВМС 10.10.1940, вошел в строй 5.11.1940 под названием «Piorun». В 1942 г. 102-мм орудие снято и на штатное место возвращен кормовой ТА. Тогда же демонтированы 12,7-мм пулеметы, а число 20-мм автоматов доведено до 10.

Возвращен Англии в сентябре 1946 г. и переименован в «Noble».

Тип «Bourrasque»

1 единица
06

«Ouragan» (6. франц. «Ouragan», CNF, 4.8.1923/6.12.1924/(17.7.1940) — в 1941 передан «Силам свободной Франции»)

1300/около 1700 т; 99,5/105,8x9,6x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 л.с., 33 уз. (в полном грузу — 30 уз.), 335 т нефти, 2150(14) миль. Эк. 138 чел. 4 х 1–130-мм/40, 2x1–37-мм, 2x2–13,2-мм пул., 2 х 3–550-мм ТА, 2 БМ, 2 БС (12 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.

Французский ЭМ «Ouragan» типа «Simoun», захвачен в Плимуте англичанами 3.7.1940. Спустя две недели (17.7.1940) передан польским ВМС. В конце 1940 — начале 1941 г. с корабля сняли 130-мм орудие ГК «Y». Название не менялось. 30.4.1941 «Ouragan» передали «Силам свободной Франции».

Авианосцы армии, Япония

Десантные суда-авианосцы армии

Тип «Akitsu Maru»

2 единицы

«Akitsu Maru» MSB 17.9.1939 24.9.1941 1.1942 Погиб 15.11.1944
«Nigitsu Maru» MSB 6.1941 1942 3.1943 Погиб 12.1.1944

Стандартное — 11 800 т; 143,7/152 (вл)х22,5 (вп 19,5)х7,9 м; 2 ТЗА,...

Миноносцы, Франция

Тип «Le Fier»

0 + 6 единиц

«Le Fier» ACB 17.1.1939 12.3.1940 не достр. Затоплен 11.8.1944
«L'Agile» ACB 26.4.1939 23.5.1940 не достр. Погиб 6.9.1943
«L'Entreprenant» ACL 26.1.1939 25.5.1940 не достр. Погиб 6.9.1943
«Le Farouche» ACL 11.4.1939...

Катера - тральщики, Финляндия

Тип «Ajonpaa»

2 единицы

«Ajonpaa» и «Kalianpaa» Спущены на воду в 1941–1942 гг.,

52т; 20x5,3x1,7 м; 1 диз., 200 л.с., 10 уз., 1 х 1–20-мм.

Куплены в Дании в 1943 г. Специально предназначались для борьбы с магнитными минами, имели деревянные...

Канонерские лодки, Китай

Тип «Hashidate»

2 единицы

 

«Hashidate» (ОТ, 20.2.1939/23.12.1939/6.1940 — погибла 22.5.1944) и «Uji» (ОТ, 20.1.1940/29.9.1940/4.1941 — в 1945 передана Китаю).

999/1185 т; 76/78,5x9,7x2,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 4600 л.с., 19,5 уз., 3460 (14) миль. Эк....

Планирование боевых действий КБФ

3 ноября нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов направил на имя 1 секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и председателя СНК СССР В. М. Молотова директиву за № 102б5сс/ов, в которой поставил перед правительством вопрос о целесообразности объявления Финляндии...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!