Эсминцы, Польша

Тип «Grom»

2+2 единицы
01

«Blyskawica» (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 — с 1976 — корабль-музей),
«Grom» (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 — погиб 4.5.1940),
«Huragan» (WPM, не заложен),
«Orkan» (WPM, не заложен)

1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000–3500(15) миль. Эк. 190–200 чел. 3 х 2 и 1 х 1–120-мм/60, 2 х 2–40-мм, 4 х 2–13,2-мм, 2x3–533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).

Строились в рамках 6-летней программы, принятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали раньше формального утверждения программы — 29.3.1935). Строились в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа «Wicher»).

Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи «Уайт», «Blyskawica» и «Grom» оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).

Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы «Бофорс» (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы «Гочкис»). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению — в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с «Blyskawica» и «Grom» по этому показателю.

Торпедное вооружение — английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток — плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели «Grom».

Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на «Huragan» и «Orkan» выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.

После перехода кораблей в Англию в 1939 г. они оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость «Blyskawica» и «Grom» не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение «верхнего» веса — были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.

В декабре 1941 г. «Blyskawica» прошел основательное перевооружение — все 120-мм орудия шведского производства заменили на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от «нестандартного» боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм «эрликона». Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ.

В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.

«Blyskawica» и «Grom» 30.8.1939 ушли в Англию в ходе операции «Пекин». «Grom» потоплен герм, авиацией у побережья Норвегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.

После войны «Blyskawica» вернулся в Польшу. С 1.5.1976 — корабль-музей (заменил в этом качестве «Burza»).

 

Тип «Wicher»

2 единицы
02

«Burza» (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 — слом в 1977),
«Wicher» (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 — погиб 3.9.1939)

1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1–130-мм/40, 2x1–40-мм/40, 4 пул., 2 х 3–550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.

Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой «малой программе» 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции — главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи «Шантье Наваль Франсез» в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев — именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием.

В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа «Bourrasque» французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм «пом-помы» и установке оборудования для минных постановок.

Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. «Wicher» и «Burza» на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа «Grom» (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.

На «Burza» в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. «Виккерс». В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение — вместо орудия ГК «А» смонтировали РБУ «Хеджехог»; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить «10-бомбовый залп». Орудие ГК «X» заменили на счетверенный 40-мм «пом-пом», а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные «пом-помы» — на 4 х 1 20-мм «эрликона» (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение «Burza» достигло 2430 т.

«Wiener» потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. «Burza» еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции «Пекин». 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. — корабль-музей.

Тип «G»

1 единица
03

«Garland» (б. HMS «Garland», Fid, 22.8.1934/24.10.1935/3.1936 (3.5.1940) — в 1947 возвращен Англии)

1340/около 1900 т; 95,1/98,5x10,1x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 л.с., 35,5 уз., 470 т нефти, 5530(15) миль. Эк. 145 чел. 4x1–120-мм/45, 1x1–76-мм, 2 х 4–12,7-мм, 1 х 4–533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.

Английский эсминец «Garland» типа G передан польским ВМС 3.5.1940. Название не изменялось.

В 1941 г. с эсминца снято орудие ГК «Y» и усилено противолодочное вооружение — число БМ увеличено до 4, а запас ГБ — до 70 шт. В том же году на крыльях мостика установили 2 одноствольных 20-мм автомата. В 1943 г. орудие ГК «В» демонтировали, а на его месте разместили РБУ «Хеджехог». 12,7-мм пулеметы сняли, а число 20-мм «эрликонов» довели до 4. Для компенсации возросшего веса вооружения с эсминца сняли 76-мм орудие. В 1944 г. число 20-мм автоматов достигло 6.

Возвращен Англии в 1947 г., но в том же году продан Голландии и переименован в «Marnix».

Тип «M»

1 единица
04

«Orkan» (б. HMS «Myrmidon», Fid, 7.12.1940/2.3.1942/12.1942 — погиб 8.10.1943)

1920/2725т; 105,3/110,4x11,3x4,4 м; 2ТЗА, 3 ПК, 48000 л.с., 36уз. (в полном грузу — 32,5 уз.), 567 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 190 чел. 3x2–120-мм/50,1 х1–102-мм/45, 1 х4–40-мм, 2x1–20-мм, 2х4 и 2х2–12,7-мм, 1x4–533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (45 ГБ).

Английский ЭМ «Myrmidon» типа М, передан польским ВМС 18.11.1942 г., вошел в строй в следующем месяце под названием «Orkan». Вскоре после вступления в строй все 12,7-мм пулеметы заменены на 20-мм автоматы, число которых достигло 6.

8.10.1943 при сопровождении конвоя SC-143 «Orkan» потоплен в Северной Атлантике герм. ПЛ U-378.

Тип «N»

1 единица
05

«Piorun» (б. HMS «Nerissa», JB, 26.7.1939/7.5.1940/11.1940 — возвращен Англии в 1946)

1773/2350 т; 103,5/108,6x10,8x3,9 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с., 36 уз. (в полном грузу — 32 уз.), 491 т нефти, 5500(15) миль. Эк. 183 чел. 3 х 2–120-мм/45, 1 х 1–102-мм/45, 1x4–40-мм, 4x1–20-мм, 2 х 2–12,7-мм, 1x5–533-мм ТА, 2 БМ и 1 БС (20 ГБ).

Английский ЭМ «Nerissa» типа N, передан польским ВМС 10.10.1940, вошел в строй 5.11.1940 под названием «Piorun». В 1942 г. 102-мм орудие снято и на штатное место возвращен кормовой ТА. Тогда же демонтированы 12,7-мм пулеметы, а число 20-мм автоматов доведено до 10.

Возвращен Англии в сентябре 1946 г. и переименован в «Noble».

Тип «Bourrasque»

1 единица
06

«Ouragan» (6. франц. «Ouragan», CNF, 4.8.1923/6.12.1924/(17.7.1940) — в 1941 передан «Силам свободной Франции»)

1300/около 1700 т; 99,5/105,8x9,6x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 л.с., 33 уз. (в полном грузу — 30 уз.), 335 т нефти, 2150(14) миль. Эк. 138 чел. 4 х 1–130-мм/40, 2x1–37-мм, 2x2–13,2-мм пул., 2 х 3–550-мм ТА, 2 БМ, 2 БС (12 ГБ). Примечание: состав вооружения приведен на момент передачи корабля польскому флоту.

Французский ЭМ «Ouragan» типа «Simoun», захвачен в Плимуте англичанами 3.7.1940. Спустя две недели (17.7.1940) передан польским ВМС. В конце 1940 — начале 1941 г. с корабля сняли 130-мм орудие ГК «Y». Название не менялось. 30.4.1941 «Ouragan» передали «Силам свободной Франции».

Сторожевые корабли, Германия

Тип «Elbe»

2 единицы

«Elbe» (W, 1929/24.1.1931/1.11.1931 — передан СССР в 1945),
«Weser» (W, 1929/24.1.1931/11.1931 — слом в 1954).

820/870 т; 54,3/58x8,5x3,7 м; 2 диз., 1600 л.с.; 14 уз.; 87 т соляра; 10 500 (11) миль. Эк. 65 чел....

Крейсера, Япония

Тип «D»

63 + 8 единиц

CD-2 (YNY, 10.1943/1944/3.1944 — погиб 30.7.1945), CD-4 (YNY, нет данных/ 1944/4.1944 _ погиб 28.7.1945), CD-6 (YNY, нет данных/1944/4.1944 — погиб 13.8.1945), CD-8 (Mn, 1943/11.1.1944/2.1944 — слом в 1947–1948), CD-10 (Mn,...

Минные заградители, Норвегия

Тип «Olaf Tryggvason»

1 единица

«Olaf Tryggvason» (MH, 1931/21.12.1932/6.1934 — захвачен Германией 9.4.1940)

1569/1860 т; 97,3x11,5x3,6 м; 2 ТЗА + ДЭУ, 3 ПК, 4600 + 1400 л.с., 21 уз. 130 т нефти + 70 т соляра, 3000 (14) миль под дизелями. Эк....

Вспомогательные патрульные корабли, Япония

Тип Ра-1

Ра-1 — Ра-3, Ра-25, Ра-26, Ра-31, Ра-37, Ра-54, Ра-64, Ра-84, Ра-90, Ра-110, Ра-134 — Ра-139, Ра-152 — Ра-154, Ра-163 — Ра-166, Ра-173 — Ра-177, Ра-179, Ра-191 и Ра-192. Вошли в строй в 1945 г.

238/250 (норм.) т; 28,5/29,8 (вл)х6,1х2,4...

Эскортные корабли, Германия

Тип F

10 единиц

F-1 (G, 2.8.1934/1.3.1935/25.12.1935 — передан США в 1945),
F-2 (G, 7.8.1934/2.4.1935/27.2.1936 — затонул 30.12.1946),
F-3 (G, 22.8.1934/ 1.6.1935/7.3.1936 — погиб 3.5.1945),
F-4 (G, 22.8.1934/2.7.1935/ 5.4.1936 — передан...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!