Эсминцы, Япония

Тип «Akizuki»

12 + 1 единица

01

«Akizuki» (MNY, 30.7.1940/2.7.1941/6.1942 — погиб 25.10.1944), «Teruzuki» (Мп, 13.11.1940/21.11.1941/8.1942 — погиб 12.12.1942), «Suzutsuki» (Mn, 15.3.1941/4.3.1942/12.1942 — слом в 1948), «Hatsutsuki» (MNY, 25.7.1941/ 3.4.1942/12.1942 — погиб 25.10.1944), «Niizuki» (Mn, 8.12.1941/29.6.1942/ 3.1943 — погиб 6.7.1943), «Wakatsuki» (Mn, 9.3.1942/21.11.1942/5.1943 — погиб 11.11.1944), «Shimozuki» (Mn, 6.7.1942/17.8.1942/3.1944 — погиб 25.11.1944), «Fuyutsuki» (MNY, 8.5.1943/20.1.1944/5.1944 — слом в 1948), «Hanatsuki» (MNY, 10.2.1944/10.10.1944/12.1944 — в 1947 передан США), «Yoizuki» (UD, 25.8.1943/25.9.1944/1.1945 — в 1947 передан Китаю), «Harutsuki» (SDY, 23.12.1943/3.8.1944/12.1944 — в 1947 передан СССР), «Natsusuki» (SDY, 1.5.1944/2.12.1944/4.1945 — слом в 1948) и «Michitsukf (SDY, 3.1.1945 — разобран на стапеле).

2701/3700 т; 126/132 (вл)/134,2x11,6x4,2 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 52 000 л.с., 33 уз., 1097 т нефти, 8300 (18) миль. Эк. 300 чел. 4x2–100-мм/65, 2x2 (корабли постройки 1942 г.) или 3–5x3 (корабли постройки 1943–1944 гг.) — 25-мм, 1x4–610-мм ТА (8 торпед), 6 БМ, 72 ГБ.

Эсминцы типа «Akizuki» задумывались как специализированные корабли противовоздушной обороны быстроходных авианосных соединений. Их главным оружием должны были стать новейшие 100-мм/65 орудия с весьма совершенной для того времени системой управления огнем. Вокруг них, по существу, и проектировался корабль. Первоначально торпедное вооружение вообще не предусматривалось, однако впоследствии проект доработали, уступив требованиям сторонников минного оружия. Правда, разместить удалось лишь один счетверенный ТА с системой быстрой перезарядки. Новые корабли получились заметно крупнее своих предшественников, что при неизменной мощности ЭУ (такой же, как на кораблях типа «Kagero») привело к ощутимому падению скорости — до 33 уз.

Всего предполагалось построить 55 эсминцев этого типа: 6 — по программе 1939 г.; 10 — по программе 1941 г., 16 — по основной и 23 — по дополнительной программам 1942 г. Из-за недостатка материальных ресурсов и производственных мощностей заказы на все 39 кораблей программ 1942 г. были аннулированы еще до распределения по строителям. По той же причине отказались от постройки последних четырех единиц программы 1941 г., заказы на которые уже были получены верфями, а один («Michitsuki») даже успели заложить. В марте 1945 г. его строительство прекратили, а корпус разобрали на стапеле в 1948 г.

Первые корабли вступали в строй с проектным легким зенитным вооружением. На сданных флоту в 1943 г. кораблях вместо спаренных монтировали пять строенных 25-мм автоматов. С июля 1944 г. число 25-мм автоматов увеличилось до 27 стволов за счет установки 12 одноствольных. Тогда же на корабли установили по 4 13,2-мм пулемета. К 1945 г. число 25-мм автоматов достигло своего пика — от 40 до 51 ствола на корабль.

«Teruzuki» 26.10.1942 поврежден у о. Санта-Крус авиаторпедой. 12.12.1942 потоплен у о. Коломбангара амер. ТКА РТ-45. «Niizuki» 6.7.1943 потоплен вост. о. Коломбангара амер. КР и ЭМ. «Hatsutsuki» 25.10.1944 потоплен сев. м. Энганьо (о. Лусон) артогнем амер. КР и ЭМ. «Akizuki» 19.1.1943 тяжело поврежден в районе Соломоновых о-вов при подрыве на мине (по другим сведениям — поврежден торпедой амер. ПЛ «Nautilus»); ремонт — до июля 1943 г. 25.10.1944 потоплен сев.-вост. м. Энганьо амер. Палубной авиацией (по другим сведениям — потоплен амер. ПЛ «Halibut»). «Wakatsuki» 11.11.1944 потоплен в зал. Омрок амер. палубной авиацией. «Shimozuki» 25.11.1944 потоплен сев.-вост. Сингапура амер. ПЛ «Cavalla». «Suzutsuki» 16.1.1944 тяжело поврежден в проливе Бунго торпедами амер. ПЛ «Sturgeon» (взрывами оторваны нос и корма); ремонт — 3 месяца. 7.4.1945 тяжело поврежден амер. авиацией южнее о. Кюсю; не ремонтировался. «Natsusuki» 16.6.1945 тяжело поврежден у Сасебо при подрыве на мине; не ремонтировался. «Fuyutsuki» 12.10.1944 поврежден амер. ПЛ «Trepang». 20.8.1945 тяжело поврежден при подрыве на мине во Внутреннем Японском море (оторвана носовая оконечность); не ремонтировался. «Yoizuki» 5.6.1945 тяжело поврежден при подрыве на мине; не ремонтировался. 24.7.1945 в Куре получил новые повреждения во время налета амер. палубной авиации. В августе 1947 г. передан по репарации Китаю. «Hanatsuki» 24.7.1945 поврежден амер. палубной авиацией в Куре; не ремонтировался. В августе 1947 г. передан США по репарации. «Harutsuki» в августе 1947 передан по репарации СССР.

«Shimakaze»

1 единица

02

«Shimakaze» (MNY, 8.8.1941/18.7.1942/5.1943 — погиб 11.11.1944)

2567/около 3200 т; 120,5/126 (вл)х11,2х4,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 75 000 л.с., 39 уз., около 550 т нефти, 1400 (30) миль. 3x2–127-мм/50, 3x2–25-мм, 3x5–610-мм ТА, 2 БМ, 18 ГБ.

«Shimakaze» представлял собой прототип «крейсерского» эсминца, более быстроходного и мощно вооруженного по сравнению с предшественниками.

Улучшения характеристик предполагалось добиться за счет применения новых котлов с повышенными параметрами пара (40 кг/см2, 400° С), прошедших испытания на ЭМ «Amatsukaze». При создании ЭУ с высоконапорными ПК использовался германский опыт. Для размещения более сильного вооружения водоизмещение было повышено более чем на 400 т, за счет чего на новом корабле удалось разместить наиболее мощное торпедное вооружение в мире — три пятитрубных ТА. Первоначальным проектом предусматривались два семитрубных (!), однако от них пришлось отказаться из-за чрезмерного веса. Планировалось оснастить ЭМ оборудованием для быстрой перезарядки ТА и пятью запасными торпедами, но опыт боевых действий выявил трудности с перезарядкой, поэтому от этой идеи отказались. В остальном вооружение повторяло установленное на типе «Kagero», за исключением появления третьего спаренного 25-мм автомата.

Корабль был заказан по 4-й программе замещения флота 1939 г. Впоследствии по его образцу предполагалось в рамках программы 1942 г. построить 16 серийных ЭМ. Постройка прототипа шла довольно медленно, большие затруднения вызывало изготовление ЭУ Это, а также все ухудшающаяся экономическая ситуация привели к отказу от постройки серийных кораблей.

На испытаниях «Shimakaze» развил скорость 40,9 уз. при мощности 79 240 л.с.

В начале 1944 г. орудийную установку №2 сняли и заменили двумя строенными 25-мм автоматами. На такие же заменили и автоматы у второй дымовой трубы, после чего общее число 25-мм стволов достигло 14 (4 х 3 и 1 х 2). Запас ГБ возрос до 36 шт. В июле 1944 г. дополнительно установили 14 х1 25-мм автоматов (всего стало 28). 11.11.1944 потоплен в зал. Омрок амер. палубной авиацией.

Тип «Yugumo»

20 единиц

03

«Yugumo» (MNY, 12.6.1940/16.3.1941/12.1941 — погиб 7.10.1943), «Akigumo» (UD, 2.7.1940/11.4.1941/12.1941 — погиб 11.4.1944), «Kazekumo» (UD, 23.12.1940/26.9.1941/3.1942 — погиб 8.6.1944), «Makikumo» (F, 23.12.1940/ 5.11.1941/3.1942 — погиб 1.2.1943), «Makinami» (MNY, 11.4.1941/17.12.1941/ 8.1942 — погиб 25.11.1943), «Takanami» (F, 29.5.1941/16.3.1942/8.1942 — погиб 1.12.1942), «Naganami» (F, 5.4.1941/5.3.1942/6.1942 — погиб 11.11.1944), «Tamanami» (F, 16.3.1942/20.12.1942/4.1943 — погиб 7.7.1944), «Suzunami» (UD, 27.3.1942/12.3.1943/7.1943 — погиб 11.11.1943), «Onami» (F, 15.11.1941/31.8.1942/12.1942 — погиб 25.11.1943), «Fujinami» (F, 25.8.1942/ 20.4.1943/7.1943 — погиб 27.10.1944), «Kishinami» (UD, 29.8.1942/19.8.1943/ 12.1943 — погиб 4.12.1944), «Hayanami» (MNY, 15.1.1942/19.12.1942/7.1943 — погиб 7.6.1944), «Kiyonami» (UD, 15.10.1941/17.8.1942/1.1943 — погиб 20.7.1943), «Okinami» (MNY, 15.8.1942/18.7.1943/12.1943 — погиб 13.11.1944), «Hamanami» (MNY, 28.4.1942/18.4.1943/10.1943 — погиб 11.11.1944), «Asashimo» (F, 21.1.1943/18.7.1943/11.1943 — погиб 7.4.1945), «Kiyoshimo» (UD, 16.3.1943/29.2.1944/5.1944 — погиб 26.12.1944), «Hayashimo» (MNY, 20.1.1943/11.1943/2.1944 — погиб 26.11.1944) и «Akishimo» (F, 3.5.1943/ 5.12.1943/3.1944 — погиб 13.11.1944).

2077/около 2650 т; 111,6/117 (вл)/119,2x10,8x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 52 000 л.с., 35 уз., 500 т нефти, 5000 (18) миль. Эк. 228 чел. 3 х 2 (на кораблях постройки 1944 г. — 2x2) — 127-мм/50, 2x2 (на кораблях постройки 1943 г. — 3x2, постройки 1944 г. — 4 х 3 и 1 х 2) — 25-мм, 2x4–610-мм ТА (16 торпед), 4 БМ, 36 ГБ.

Проект ЭМ типа «Yugumo» создавался на основе типа «Kagero» и отличался от него весьма незначительно — был чуть удлинен корпус и орудия стояли в новых башнях, обеспечивающих угол возвышения в 75°.

Заказывались по программам 1939 г. (12 единиц) и 1941 г. (16 единиц). Еще восемь кораблей предусматривались дополнительной программой 1942 г., однако от их строительства, как и от последних восьми программы 1941 г., из-за нехватки материалов отказались, а заказы аннулировали.

Начиная с 1943 г. на кораблях (как на уже находящихся в составе флота, так и на вновь вступающих в строй) устанавливается третий спаренный 25-мм автомат. С 1944 г. зенитное вооружение усиливается более радикально — кормовую возвышенную башню демонтируют, а на ее место ставят два строенных 25-мм автомата. Одновременно два таких же автомата заменяют спаренные в районе кормовой дымовой трубы (всего стало 4 х 3 и 1 х 2). В июле 1944 г. добавлено 12 одноствольных 25-мм автоматов и четыре 13,2-мм пулемета. Тогда же на некоторых кораблях кормовую 127-мм/50 башню №3 заменили на спаренную палубную 127-мм/40 зенитную установку (как на ЭМЭ типа

«Matsu») с углом возвышения 90°, более эффективную для стрельбы по воздушным целям. Эсминцы, прошедшие подобное перевооружение несли меньшее число 25-мм автоматов — только 12.

«Takanami» 30.11.1942 тяжело поврежден в бою ум. Тассафаронга артогнем амер. КРТ, 1.12.1942 затонул в десяти милях юго-зап. о. Саво (Соломоновы о-ва). «Makikumo» 29.11.1942 поврежден в районе Соломоновых о-вов амер. армейской авиацией; 1.2.1943 подорвался на мине юго-зап. о. Саво, добит торпедой ЭМ «Yugumo». «Kiyonami» 20.7.1943 потоплен к сев.-зап. о. Коломбангара амер. армейской авиацией. «Yugumo» 7.10.1943 потоплен к сев.-зап. о. Велья-Лавелья (Соломоновы о-ва) амер. ЭМ «Chevalier» и «Selfridge». «Suzunami» 11.11.1943 потоплен в Рабауле амер. палубной авиацией. «Onami» и «Makinami» 25.11.1943 потоплены у о. Бугенвиль амер. ЭМ «Charles Ausburne», «Claxton», «Dyson» и «Spence». «Akigumo» 11.4.1944 потоплен в море Сулу амер. ПЛ «Redfin». «Hayanami» 7.6.1944 потоплен у о. Борнео амер. ПЛ «Harder». «Kazekumo» 8.6.1944 потоплен у о. Минданао амер. ПЛ «Hake». «Tamanami» 7.7.1944 потоплен к зап. от Манилы амер. ПЛ «Mingo». «Hayashimo» 26.10.1944 поврежден амер. палубной авиацией, выбросился на отмель у юго-вост. побережья о. Миндоро; 12.11.1944 оставлен экипажем. «Fujinami» 27.10.1944 потоплен в море Сибуян амер. палубной авиацией. «Hamanami» 11.11.1944 потоплен в зал. Омрок (Филиппины) амер. палубной авиацией. «Naganami» 11.11.1943 тяжело поврежден в Рабауле амер. авиаторпедой. 11.11.1944 потоплен в зал. Омрок амер. палубной авиацией. «Akishimo» 13.11.1944 потоплен в Кавите (близ Манилы) амер. палубной авиацией. «Okinami» 13.11.1944 потоплен зап. Манилы амер. палубной авиацией. «Kishinami» 4.12.1944 потоплен юго-зап. Манилы амер. ПЛ «Flasher». «Kiyoshimo» 26.12.1944 поврежден к югу от Манилы амер. армейской авиацией, в тот же день потоплен амер. ТКА РТ-223. «Asashimo» 7.4.1945 потоплен юго-зап. Нагасаки амер. палубной авиацией.

Тип «Kagero»

18 единиц

04

«Kagero» (MNY, 3.9.1937/27.9.1938/11.1939 — погиб 8.5.1943), «Oyashio» (MNY, 29.3.1938/29.11.1938/8.1940 — погиб 8.5.1943), «Tokitsukaze» (MNY, 20.2.1939/10.11.1939/12.1940 — погиб 4.3.1943), «Nowaki» (MNY, 8.11.1939/ 17.9.1940/4.1941 — погиб 26.10.1944), «Kuroshio» (F, 31.8.1937/25.10.1938/1.1940 — погиб 8.5.1943), «Hatsukaze» (F, 3.12.1937/24.1.1939/2.1940 — погиб 2.11.1943), «Natsushio» (F, 9.12.1937/23.2.1939/8.1940 — погиб 9.2.1942), «Hamakaze» (F, 20.11.1939/25.11.1940/6.1941 — погиб 7.4.1945), «Shiranuhi» (UD, 30.8.1937/28.6.1938/12.1939 — погиб 27.10.1944), «Hayashio» (UD, 30.6.1938/17.4.1939/8.1940 — погиб 24.11.1942), «Urakaze» (UD, 11.4.1939/ 19.4.1940/12.1940 — погиб 21.11.1944), «Amatsukaze» (UD, 14.2.1939/ 19.10.1939/10.1940 — погиб 6.4.1945), «Maikaze» (UD, 22.4.1940/15.3.1941/7.1941 — погиб 1.7.1944), «Yukikaze» (SDY, 2.8.1938/24.3.1939/1.1940 — в 1947 передан Китаю), «Isokaze» (SDY, 25.11.1938/19.6.1939/11.1940 — погиб 7.4.1945), «Arashi» (MNY, 4.5.1939/22.4.1940/1.1941 — погиб 7.8.1943), «Hagikaze» (F, 23.5.1939/18.6.1940/3.1941 — погиб 7.8.1943) и «Tanikaze» (F, 18.10.1939/1.11.1940/4.1941 — погиб 9.6.1944).

2033/около 2600 т; 111/116,2 (вл)/118,5x10,8x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 52 000 л.с., 35 уз., 500 т нефти, 5000 (18) миль. Эк. 240 чел. 3x2–127-мм/50, 2x2–25-мм, 2x4–610-мм ТА, 2 БМ, 16 ГБ.

Отказ Японии в 1937 г. присоединиться к итоговому документу Лондонской морской конференции снял перед кораблестроителями ограничения по тоннажу. В свете этого обстоятельства Морской генеральный штаб подготовил новые требования к «крейсерскому» ЭМ, согласно которым он должен был иметь: скорость более 36 уз.; дальность плавания 5000 миль 18-уз. ходом; вооружение как у ЭМ «специального типа» (6 127-мм орудий); размеры корпуса, не превышающие аналогичные у «специального типа». Без компромисса все же не обошлось — скорость ограничили 35 уз. Большое внимание уделялось остойчивости, поэтому пошли на некоторое увеличение ширины корпуса и осадки, уменьшили размеры надстроек. Широко применялась сварка, но набор и обшивка были клепаными, так как после «инцидента с Четвертым флотом» запрещалось применение сварки в силовых элементах корпуса.

Обводы корпуса усовершенствовали, особенно в кормовой части, что позволило повысить пропульсивный коэффициент. Новая ЭУ мощностью около 52 000 л.с. была легче, чем на ЭМ предшествующих типов. 3 ПК усовершенствованного типа (30 кг/см2, 350°С) размещались в индивидуальных КО, дымоходы котлов №1 и №2 выводились в носовую трубу. «Amatsukaze» получил ПК новейшего облегченного типа, имевшие большую температуру пара и давление (40 кг/см2, 390–400°С), чем стандартные. Турбины располагались друг за другом в едином отсеке. Вооружение повторяло предыдущий тип и состояло из 127-мм/50 орудий в спаренных установках с углом возвышения 55° и двух четырехтрубных 610-мм ТА с запасными торпедами.

Пятнадцать кораблей заказали по 3-й программе замещения флота 1937 г., еще три — по 4-й (1939 г.).

К середине 1943 г. зенитное вооружение на сохранившихся кораблях усилили: перед мостиком поставили спаренный 25-мм автомат, а спаренные автоматы, стоявшие у второй трубы, заменили на строенные (стало 8). К концу 1943 г. кормовую возвышенную башню сняли, заменив 2x3 25-мм автоматами (всего стало 14). Тогда же установили четыре БМ (запас ГБ увеличен до 36 шт.). В середине 1944 г. на верхней палубе и полубаке дополнительно установлены от 4 до 14 х 1 25-мм автоматов и по 4 х 1 13,2-мм пулемета.

«Natsushio» 8.2.1942 тяжело поврежден у побережья Восточного Борнео амер. ПЛ S-37, затонул на следующий день. «Hayashio» 24.11.1942 потоплен в зал. Хуон (Новая Гвинея) амер. армейской авиацией. «Tokitsukaze» 4.3.1943 потоплен в море Бисмарка амер. армейской авиацией. «Kuroshio» 8.5.1943 подорвался на амер. мине у о. Рендова и затонул. «Oyashio» и «Kagero» 8.5.1943 подорвались на амер. минах у о. Рендова, в тот же день оба потоплены амер. авиацией морской пехоты. «Arashi» и «Hagikaze» в ночь с 6-го на 7.8.1943 потоплены в проливе между о-вами Велья-Лавелья и Коломбангара торпедами и артогнем амер. ЭМ «Dunlap», «Craven» и «Maury». «Hatsukaze» 10.1.1943 тяжело поврежден в районе Соломоновых о-вов торпедой амер. ТКА. 2.11.1943 в зал. Императрицы Августы поврежден в результате столкновения с KPT «Myoko», в тот же день потоплен артиллерией амер. ЭМ «Dyson», «Claxton» и «Stanley». «Maikaze» 17.2.1944 потоплен к сев.-зап. от о. Трук артогнем амер. KPT. «Tanikaze» 9.6.1944 потоплен юж. о. Целебес амер. ПЛ «Harder». «Nowaki» 7.12.1942 тяжело поврежден в районе Соломоновых о-вов амер. авиацией. 26.10.1944 потоплен юго-вост. Легаспи (Филиппины) артогнем амер. КРЛ и торпедами ЭМ. «Shiranuhi» 5.7.1942 тяжело поврежден у о. Кыска (Алеуты) амер. ПЛ «Growler». 27.10.1944 потоплен у о. Панай (Филиппины) амер. палубной авиацией. «Urakaze» 21.11.1944 потоплен у о. Формоза амер. ПЛ «Sealion». «Hamakaze» 7.4.1945 потоплен в 150 милях к юго-зап. от Нагасаки амер. палубной авиацией. «Amatsukaze» 12/13.11.1942 поврежден в бою у о. Гуадалканал артогнем амер. КРЛ «Helena». 16.1.1944 тяжело поврежден амер. ПЛ «Redfin». 6.4.1945 потоплен в Формозском проливе амер. армейской авиацией. «Isokaze» 4.11.1943 поврежден при подрыве на мине у Кавиенга. 7.4.1945 потоплен в 150 милях к юго-зап. от Нагасаки амер. палубной авиацией. «Yukikaze» 30.7.1945 поврежден близ Майдзуро в результате подрыва на мине; до окончания войны ремонт не начат. В июле 1947 г. по репарации передан Китаю.

Тип «Asashio»

10 единиц

05

«Asashio» (SDY, 7.9.1935/16.12.1936/8.1937 — погиб 4.3.1943), «Natsugumo» (SDY, 1.7.1936/26.5.1937/2.1938 — погиб 12.10.1942), «Arashio» (KDY, 1.10.1935/26.5.1937/8.1937 — погиб 4.3.1943), «Asagumo» (KDY, 23.12.1936/ 16.12.1936/3.1938 — погиб 25.10.1944), «Michishio» (F, 5.11.1935/15.3.1937/ 10.1937 — погиб 25.10.1944), «Minegumo» (F, 22.3.1936/4.11.1937/4.1938 — погиб 6.3.1943), «Yamagumo» (F, 4.11.1936/24.7.1937/1.1938 — погиб 25.10.1944), «Kasumi» (UD, 1.12.1936/18.11.1937/6.1938 — погиб 7.4.1945), «Oshio» (K, 5.8.1936/19.4.1937/10.1937 — погиб 20.2.1943) и «Arare» (К, 5.3.1937/16.11.1937/4.1938 — погиб 5.7.1942).

1961/около 2500 т; 111/115 (вл)/118,3х10,4х3,7 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 50 000 л.с., 35 уз., 500 т нефти, 5700 (10) миль. Эк. 200 чел. 3x2–127-мм/50, 2x2–25-мм, 2x4–610-мм ТА (16 торпед), 2 БМ, 16 ГБ.

ЭМ типа «Asashio» строились по 2-й программе замещения флота 1934 г. По сравнению с предшествующим типом «Shiratsuyu», проект был существенно переработан по настоянию Генерального штаба, недовольного снижением скорости и огневой мощи «Shiratsuyu» на фоне кораблей «специального типа». Выполнить новые требования можно было только за счет роста водоизмещения, что превысило бы установленные Лондонской морской конференцией лимиты, но к этому времени Япония уже негласно отказалась от их соблюдения.

Новые эсминцы должны были иметь то же артиллерийское вооружение, что и корабли «специального типа», но для повышения остойчивости ширину корпуса увеличили, что позволило разместить кормовые орудийные башни по линейно-возвышенной схеме. Водоизмещение при этом выросло почти на 400 т. На кораблях была применена ЭУ новой конструкции мощностью 50 000 л.с. (давление пара повышено до 22 кг/см2, по сравнению с 18,3 на предшествующих типах, начиная с кораблей типа «Minekaze»).

Торпедное вооружение, по сравнению с типом «Shiratsuyu» (восемь 610-мм ТА и восемь запасных торпед), практически не изменилось, лишь пеналы с запасными торпедами для носового ТА переместились от второй дымовой трубы в сторону носа, к срезу полубака.

Корабли типа «Asashio» стали первыми японскими ЭМ, на которых появились новые 25-мм автоматы французского образца (системы «Гочкис»). Две спаренные установки располагались по бокам от второй дымовой трубы.

Тем не менее, эти эсминцы не оправдали в полной мере возлагавшихся на них надежд. Виной тому были два существенных недостатка. Во-первых, во время испытаний головного «Asashio» выявились плохая маневренность и большой радиус циркуляции корабля из-за неэффективной конструкции руля. Кормовую оконечность на всех кораблях пришлось перестраивать. Любопытно, что помимо улучшения маневренности это привело к некоторому росту скорости. Во-вторых, в новом ТЗА из-за отсутствия синхронизации вращения турбин часто повреждались их лопатки. Исправление этого дефекта потребовало больших затрат времени и средств, однако к началу войны с проблемой удалось справиться.

В 1943–1944 гг. на уцелевших эсминцах количество БМ довели до четырех (36 ГБ), сняли орудийные установки №2, а легкое зенитное вооружение довели до 15 25-мм автоматов. К июню 1944-го их число достигло 28, кроме того, были добавлены четыре 13,2-мм пулемета. Тогда же демонтировали хранилища запасных торпед. После изменения вооружения водоизмещение выросло до 2000/2635 т, а скорость упала до 29 уз.

«Arare» 5.7.1942 потоплен у о. Кыска (Алеуты) амер. ПЛ «Growler». «Natsugumo» 12.10.1942 потоплен к сев.-зап. от о. Саво амер. авиацией морской пехоты. «Oshio» 19.2.1942 тяжело поврежден артогнем амер. и голланд. кораблей. 20.2.1943 потоплен сев.-зап. о. Манус (о-ва Адмиралтейства) амер. ПЛ «Albacore». «Asashio» и «Arashio» 4.3.1943 потоплены в море Бисмарка амер. армейской авиацией. «Minegumo» 6.3.1943 потоплен в зал. Кула (Соломоновы о-ва) артогнем амер. КРЛ «Montpelier», «Cleveland», ЭМ «Cony», «Conway» и «Waller». «Asagumo» 28.2.1942 поврежден артогнем англ. ЭМ «Electra» в Яванском море. 25.10.1944 потоплен в прол. Суригао торпедами амер. ЭМ «McDermut» и артогнем КРЛ «Denver». «Yamagumo» 25.10.1944 потоплен в прол. Суригао торпедой амер. ЭМ «McDermut». «Michishio» 25.10.1944 потоплен в прол. Суригао торпедами и артогнем амер. ЭМ «Hutchins» и «McDermut». «Kasumi» 5.7.1942 тяжело поврежден у о. Кыска (Алеуты) амер. ПЛ «Growler» (оторвана носовая оконечность). 7.4.1945 потоплен к зап. от Нагасаки амер. палубной авиацией.

Тип «Shiratsuyu»

10 единиц

06

«Shiratsuyu» (SDY, 14.11.1933/5.4.1935/8.1936 — погиб 15.6.1944), «Shigure» (UD, 9.12.1933/18.5.1935/9.1936 — погиб 24.1.1945), «Murasame» (F, 1.2.1934/ 20.6.1935/1.1937 — погиб 6.3.1943), «Yudachi» (SDY, 16.10.1934/26.6.1936/ 1.1937 — погиб 13.11.1942), «Samidare» (UD, 19.12.1934/6.7.1935/7.1937 — погиб 25.8.1944), «Harusame» (К, 3.2.1935/21.9.1935/8.1937 — погиб 8.6.1944), «Yamakaze» (UD, 25.5.1935/21.2.1936/7.1937 — погиб 25.6.1942), «Kawakaze» (F, 25.4.1935/1.11.1936/4.1937 — погиб 6.8.1943), «Umikaze» (K, 4.5.1935/ 27.11.1936/5.1937 — погиб 1.2.1944) и «Suzukaze» (UD, 9.7.1935/11.3.1937/ 8.1937 — погиб 26.1.1944).

1685/около 2090 т; 103,5/107,5 (вл)/110x9,9x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 42 000 л.с., 34 уз., 500 т нефти, 6000 (15) миль. Эк. 180 чел. 2 х 2 и 1 х 1–127-мм/50, 2x2–25-мм, 2 х 4–610-мм ТА (16 торпед), 2 БМ, 16 ГБ.

Строились по 1-й и 2-й программам замещения флота 1931 и 1934 гг. Первые шесть единиц заказаны еще как корабли типа «Hatsuharu», но в ходе постройки проект, после инцидента с «Tomozuru», существенно переделали. Четыре последних («Kawakaze», «Umikaze», «Yamakaze» и «Suzukaze») заказывались уже по измененному проекту в рамках программы 1934 г. Эсминцы имели много сходного с типом «Hatsuharu», но отличались чуть меньшей шириной и увеличенной осадкой. Надстройки были значительно ужаты по размерам. Артиллерийское вооружение повторяло принятое на эсминцах предыдущего типа после перестройки, а торпедное было изменено — вместо трех строенных ТА появились два счетверенных. Запасные торпеды для носового ТА размещались попарно, по бокам от второй трубы, в отличие от асимметричного расположения на «Hatsuharu».

Накануне войны 13,2-мм пулеметы заменены на 2 х 2 25-мм автомата. В 1942–1943 гг. на всех десяти кораблях одноорудийную башню сняли и заменили на 2 х 3 25-мм автомата и 4 13,2-мм пулемета. Запасные торпеды для кормового ТА также сняли. Число БМ увеличено до 4 (36 ГБ). Водоизмещение возросло примерно на 100 т. К концу войны количество 25-мм автоматов колебалось от 13 до 21 на разных кораблях.

«Yamakaze» 25.6.1942 потоплен к зап. от Йокосуки амер. ПЛ «Nautilus». «Yudachi» тяжело поврежден в бою у о. Саво торпедой амер. ЭМ; утром 13.11.1942 добит артогнем амер. KPT «Portland». «Murasame» 6.3.1943 потоплен у Коломбангара артогнем амер. КРЛ «Cleveland», «Denver» и ЭМ. «Kawakaze» 6.8.1943 потоплен у Коломбангара амер. ЭМ «Dunlap», «Craven» и «Maury». «Suzukaze» 4.2.1942 тяжело поврежден торпедой амер. ПЛ «Sculpin»; 26.1.1944 потоплен в районе Каролинских о-вов амер. ПЛ «Skipjack». «Umikaze» 1.2.1944 потоплен у Трука амер. ПЛ «Guardfish». «Harusame» 8.6.1944 потоплен у побережья Новой Гвинеи амер. армейской авиацией. «Shiratsuyu» 29.11.1942 тяжело поврежден амер. армейской авиацией вост. о. Буна; 15.6.1944 затонул юго-вост. прол. Суригао в результате столкновения с танкером «Seijo Maru». «Samidare» 18.8.1944 тяжело поврежден, потерял ход; 25.8.1944 во время спасательных работ потоплен у Палау амер. ПЛ «Batfish». «Shigure» 24.1.1945 потоплен у побережья Малайи амер. ПЛ «Blackfin».

Тип «Hatsuharu»

6 единиц

07

«Hatsuharu» (SDY, 14.5.1931/27.2.1933/9.1933 — погиб 13.11.1944), «Nenohi» (UD, 15.12.1931/22.12.1932/9.1933 — погиб 4.7.1942), «Hatsushimo» (UD, 31.1.1933/4.11.1933/9.1934 — погиб 30.7.1945), «Wakaba» (SDY, 12.12.1931/ 18.3.1934/10.1934 — погиб 24.10.1944), «Yugure» (К, 9.4.1933/6.5.1934/3.1935 — погиб 20.7.1943) и «Ariake» (KDY, 14.1.1933/23.9.1934/3.1935 — погиб 28.7.1943).

1715/2240 т; 103,5/105,5 (вл)/109,5x10–10,3x3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 42 000 л.с., 36,5 уз., 500 т нефти, 6000 (15) миль. Эк. 200 чел. 2 х 2 и 1 х 1–127-мм/50, 2x3–610-мм ТА (12 торпед), 2x1–13,2-мм, 2 БМ, 14 ГБ.

Строились по 1-й программе замещения флота 1931 г. Проект составлен с учетом ограничений, наложенных Лондонской морской конференцией 1930 г., на допустимое стандартное водоизмещение ЭМ (1500 т). Проявив редкую изобретательность и уделив особое внимание контролю веса, японские судостроители создали проект, в котором в «договорное» водоизмещение удалось «втиснуть» вооружение, практически не уступающее стоящему на более крупных кораблях типа «Fubuki». ЭМ типа «Hatsuharu» оснащались облегченными 127-мм башенными установками (угол возвышения — 55°), число орудий сократилось, по сравнению с типом «Fubuki», с шести до пяти. ТА новой модели впервые получили силовой привод. Система быстрой перезарядки позволяла менять торпеды в ТА за 17 секунд. Интересной особенностью проекта стало расположение ТА — №1-й и №3-й были несколько смещены от диаметральной плоскости — первый к левому, а последний — к правому бортам. Это было сделано для удобства перезарядки ТА. По той же причине вторая дымовая труба оказалась смещена к правому борту. ЭМ этого типа стали первыми в японском флоте, получившими кислородную версию 610-мм торпед.

Хотя на бумаге новые корабли выглядели грозно, недостатков у проекта оказалось больше, чем достоинств. Несмотря на все усилия, водоизмещение превысило установленные нормы: стандартное оказалось всего на 260 т меньше, чем у кораблей «специального типа». Внешне первые укомплектованные эсминцы типа «Hatsuharu» выглядели даже массивнее предшественников, так как имели более развитую носовую надстройку.

Носовые башенные установки №1 (спаренная) и №2 (одиночная) размещались на полубаке по линейно-возвышенной схеме — впервые на японских эсминцах. Третий торпедный аппарат стоял на кормовом шельтердеке. В сочетании с узким корпусом такое распределение весов ставило остойчивость корабля под сомнение, хотя после вступления в строй головного эсминца ее признали удовлетворительной. К моменту катастрофы «Tomozuru» в строй успели войти только «Hatsuharu» и «Nenohi», после чего вопрос об их остойчивости был пересмотрен.

Два других корабля находились в высокой степени готовности, а остальные в гораздо меньшей. Строительство серии приостановили, а проект полностью переработали. В период 1935–1937 гг. «Hatsuharu» и «Nenohi», «Hatsushimo» и «Wakaba» подверглись значительным переделкам. Конструкцию носового мостика основательно изменили. Высоту надстроек, дымовых труб и мачт уменьшили, а в трюм уложили 84 т балласта. Кормовая надстройка была переделана и уменьшена в размерах, чтобы освободить пространство для орудия №2, перенесенного с носовой надстройки и размещенного «спина к спине» с башней №3. От кормового ТА отказались. Стандартное водоизмещение возросло с 1490 до 1715 т, как следствие — скорость упала до 33,3 уз.

Последние две единицы — «Yugure» и «Ariake» вступили в строй уже в том виде, какой другие получили после реконструкции. Поскольку на момент изменения проекта они находились в низкой стадии готовности, их корпуса удалось сделать шире на 0,34 м.

В 1942–1943 гг. на всех (кроме погибшего «Nenohi») одноорудийную башню №2 заменили двумя строенными 25-мм автоматами. Запасные торпеды для кормового аппарата также были сняты. Число БМ увеличено до четырех (36 ГБ). К концу войны на уцелевших кораблях количество 25-мм автоматов колебалось от 13 до 21, кроме того, имелось по четыре 13,2-мм пулемета.

«Nenohi» 4.7.1942 потоплен в районе Алеутских о-вов амер. ПЛ «Triton». «Yugure» 16.5.1943 поврежден у Кавиенга амер. ПЛ «Grayback». 20.7.1943 потоплен в зал. Велья-Лавелья (о. Новая Джорджия) амер. авиацией морской пехоты. «Ariake» 27.7.1943 сел на мель у м. Глостер (о. Новая Британия), на следующий день уничтожен амер. армейской авиацией. «Wakaba» 24.10.1944 потоплен у о. Панай (Филиппины) амер. палубной авиацией. «Hatsuharu» 13.11.1944 потоплен в Манильской бухте амер. палубной авиацией. «Hatsushimo» 30.7.1945 погиб в результате подрыва на мине сев.-зап. Майдзуру.

Тип «Fubuki»

23 единицы

08

1-я и 2-я группы: «Fubuki» (К, 19.6.1926/15.11.1927/8.1929 — погиб 11.10.1942), «Shirayuki» (Yk, 19.3.1927/20.3.1928/12.1928 — погиб 3.3.1943), «Hatsuyuki» (К, 12.4.1927/29.9.1927/4.1927 — погиб 17.7.1943), «Murakumo» (F, 25.4.1927/27.9.1927/5.1928 — погиб 12.10.1942), «Shinonome» (SDY, 12.8.1926/26.11.1927/7.1928 — погиб 18.12.1941), «Usugumo» (1,21.10.1926/ 26.12.1927/7.1928 — погиб 8.7.1944), «Shirakumo» (F, 27.10.1926/27.12.1927/ 7.1928 — погиб16.3.1944), «Isonami» (UD, 28.10.1926/24.11.1927/6.1928 — погиб 9.4.1943), «Uranami» (SDY, 28.4.1927/29.11.1928/6.1929 — погиб 26.10.1944), «Ayanami» (F, 20.1.1928/5.10.1929/4.1930 — погиб 14.11.1942), «Shikinami» (К, 6.7.1928/22.6.1929/12.1929 — погиб 12.9.1944), «Asagiri» (SDY, 12.12.1928/18.11.1929/6.1930 — погиб 28.8.1942), «Yugiri» (К, 1.4.1929/ 12.5.1930/12.1930 — погиб 25.11.1943), «Amagiri» (I, 28.11.1928/27.2.1930/ 11.1930 — погиб 23.4.1944), «Sagiri» (UD, 28.3.1929/23.12.1929/1.1931 — погиб 24.12.1941), «Oboro» (SDY, 29.11.1929/8.11.1930/10.1931 — погиб 16.10.1942), «Akebono» (F, 25.10.1929/7.11.1930/7.1931 — погиб 13.11.1944), «Sazanami» (К, 21.2.1930/6.6.1931/5.1932 — погиб 14.1.1944) и «Ushio»(UD, 24.12.1929/17.11.1930/11.1931 — слом в 1948).

3-я группа: «Akatsuki» (SDY, 17.2.1930/7.5.1932/11.1932 — погиб 13.11.1942), «Hibiki» (К, 21.2.1930/16.6.1932/3.1933 — в 1947 передан СССР), «Ikazuchi» (UD, 7.3.1930/22.10.1931/8.1932 — погиб 14.4.1944) и «Inadzuma» (F, 7.3.1930/ 25.2.1932/11.1932 — погиб 14.5.1944).

1-я и 2-я группы: 2090/около 2570 т; 111,9/115,3 (вл)/118,4x10,4x3,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 50 000 л.с., 34 уз., 475 т нефти, 4700 (15) миль. Эк. 197 чел. 3 х 2–127-мм/50,2x2–25-мм, 3x3–610-мм ТА (15 торпед), 2 БМ, 14 ГБ, 18 мин.

3-я группа: 2080/около 2560 т; 106,7/113,3 (вл)/118,4х10,4х3,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 50 000 л.с., 38 уз., 475 т нефти, 5000 (14) миль. Эк. 197 чел. 3x2–127-мм/50,2x2–25-мм, 3 х 3–610-мм ТА (15 торпед), 2 БМ, 14 ГБ, 18 мин.

История создания ЭМ типа «Fubuki», или «специального типа» восходит к 1922 г., в котором Япония подписала Вашингтонское соглашение, согласно которому на класс эскадренных миноносцев ей отводилось 201 600 т. С учетом того, что планами Генерального штаба предусматривалось иметь в составе флота 144 эсминца, стандартное водоизмещение каждой единицы ограничивалось 1400 т. Эта цифра была явно недостаточной для создания полноценного проекта, особенно с учетом необходимости увеличения запаса топлива для действий в составе флота в Тихом океане на большом удалении от баз. В конце концов, в Генеральном штабе решили скомпенсировать недостаток выделенного тоннажа качественными показателями отдельно взятых кораблей, повысив их водоизмещение до 2000 т. В октябре 1922 г. появилось техническое задание на эсминец «специального типа», или Toku Gata (водоизмещение 2000 т, скорость 40 уз., 2x2 120-мм орудия ГК, зенитное 76-мм орудие и 6 610-мм ТА). В ходе проектирования характеристики претерпели некоторые изменения — водоизмещение снизилось до 1900 т, 120-мм орудия уступили свое место 127-мм, появился третий строенный ТА, а скорость повысилась до 42 уз. В апреле 1924 г. проект был представлен на рассмотрение в Генеральный штаб, откуда после детального разбора его отправили на доработку — конструкторам предлагалось по возможности снизить водоизмещение, одновременно усилив артвооружение, хотя бы и ценой скорости. После внесения исправлений и повторного обсуждения проект (водоизмещение 1680 т, скорость 35 уз., 3x2 127-мм орудия ГК, зенитное 76-мм орудие и 2 40-мм автомата, 9 610-мм ТА) утвердили в 1926 г.

Первые пять единиц (№35–39) были заказаны по программе 1923 г., а следующие четыре (№40–43) по специальному распоряжению — в ноябре 1925 г. После некоторых проволочек, вызванных финансовыми затруднениями, заказы продолжились, и по программе 1927 г. заложили 15 единиц.

В 1928 г. в японском флоте отказались от нумерации эсминцев, поэтому в строй корабли «специального типа» вступали под названиями.

Эсминцы «специального типа» стали первыми в мире кораблями этого класса, на которых артиллерия главного калибра размещалась в герметичных башнях с противоосколочным бронированием. Впервые в японской практике эсминцы получили 127-мм/50 орудия. Механизмы подъема стволов и подачи боезапаса были гидравлическими, но низкая скорость подачи снижала значимость большого угла возвышения, поэтому орудия, хотя и считались универсальными, в качестве зенитных действовали неудовлетворительно.

В процессе постройки устаревшие 40-мм автоматы «Виккерс» и 7,7-мм пулеметы исключили из состава вооружения. Для их замены предназначались 13,2-мм пулеметы, но поскольку последние оказались не готовы, пришлось вернуть 7,7-мм (13,2-мм пулеметы появились на ЭМ в 1933–1934 гг.).

Так как строительство кораблей «специального типа» растянулось более чем на пять лет, за счет вносившихся в проект изменений эсминцы разных годов постройки имели ряд отличий, поэтому всю серию принято условно разделять на три группы.

На объединенных в первую группу десяти единицах ранней постройки (№35–44) стояли башенные установки с углом возвышения 40°. Вторая группа, включавшая следующие 10 ЭМ (№45–54), отличалась модернизированными 127-мм установками с углом возвышения 75°, улучшенной системой управления огнем (что потребовало ввести дополнительный уровень над ходовым мостиком) и менее заметными воздухозаборниками. Третья группа насчитывала всего 4 ЭМ, на которых за счет повышения паропроизводительности ПК удалось сократить их число с четырех до трех. Эти корабли отличались чуть более коротким корпусом и меньшим водоизмещением, кроме того, первая дымовая труба, в которую выводился дымоход только одного ПК, была заметно тоньше, чем на ЭМ 1-й и 2-й серий «специального типа». «Hibiki» стал первым цельносварным эсминцем японского флота.

Появление кораблей «специального типа» вызвало большой резонанс в военно-морских кругах всего мира. Мощь вооружения казалась несоразмерной умеренному, в общем-то, водоизмещению, однако за пределами Японии мало кто догадывался, какую цену пришлось заплатить за это достижение. Этим эсминцам были свойственны недостатки, характерные всем японским кораблям того времени: прежде всего, излишний верхний вес и ухудшившаяся из-за этого остойчивость. Для достижения выдвинутых Генеральным штабом высоких требований в отношении скорости, вооружения и дальности плавания при ограниченном водоизмещении проектировщикам пришлось проявить немалую изобретательность. Вес снижался всеми возможными способами, в частности, за счет создания облегченной силовой установки, использования легких сплавов в конструкции надстроек и широкого применения сварки при сборке корпусов. Несмотря на это корабли оказались перегружены, особенно это касалось 2-й группы — их башни вышли на 20 % тяжелее, а мостики на один «этаж» выше. Кроме того, на ТА установили щиты, что дало дополнительную прибавку верхнего веса. С учетом того, что расположенная в нижней части корпуса ЭУ была облегчена, остойчивость уменьшилась до опасного предела. Тот факт, что у новых японских кораблей не все в порядке с остойчивостью, впервые подтвердился 12 марта 1934 г., когда опрокинулся миноносец «Tomozuru». Высказывались предположения, что и новые эсминцы опасны в этом отношении, но прежде, чем что-либо было сделано, случился «инцидент с Четвертым флотом»: во время шторма у «Hatsuyuki» и «Yugiri» были оторваны носовые оконечности, три корабля лишились части надстроек, еще четыре получили различные повреждения корпуса. Хотя ни один из кораблей не погиб, это продемонстрировало серьезные недостатки эсминцев «специального типа». Для исправления положения была проведена основательная реконструкция всех кораблей, построенных в конце 1920 — начале 1930-х гг. На всех эсминцах «специального типа» уменьшили высоту мостиков и дымовых труб, сократили принимаемый боезапас. На восьми последних кораблях установили новые облегченные башни с углом возвышения 55°. Кроме того, существенно усилили корпуса, а в трюм уложили около 40 т балласта. В итоге стандартное водоизмещение возросло с 1750 до 2090 т, скорость же снизилась до 34 уз.

В предвоенные годы был потерян один из кораблей 1-й группы. 29.6.1934 при столкновении с ЭМ «Inazuma» затонул «Miyuki» (UD, спущен на воду 26.6.1928).

В 1937 г. все ЭМ получили по 2 х 2 25-мм автомата вместо 13,2-мм пулеметов.

В 1941–1942 гг. на всех четырех кораблях 3-й серии снята кормовая 127-мм возвышенная башня, число 25-мм автоматов увеличено до 14 (4 х 3 и 1 х 2). Кроме того, установлены 4x1 13,2-мм пулемета, до четырех возросло число БМ (36 ГБ). В июле 1944 г. на «Hibiki» число стволов легкой зенитной артиллерии доведено до 32 (22–25-мм автоматов и 10 13,2-мм пулеметов). В 1945 г. все 13,2-мм пулеметы сняты и заменены на 6 25-мм автоматов.

В 1943–1944 гг. на оставшихся в строю кораблях 1-й и 2-й серий произведена замена артиллерии ГК — вместо имевшихся башен №1 и №3 смонтированы новые, с углом возвышения орудий 75°. Кормовую возвышенную башню №2 сняли и заменили двумя трехствольными 25-мм автоматами, общее число которых достигло 14 (4 х 3 и 1 х 2). Кроме того, имелось еще четыре 13,2-мм пулемета. Несколько ранее (приблизительно во второй половине 1942 г.) до четырех было увеличено число БМ (36 ГБ). К середине 1944 г. зенитное вооружение на уцелевших «Usugumo», «Uranami», «Shikinami», ' «Akebono» и «Ushio» насчитывало 22 25-мм автомата и 6–10 13,2-мм пулеметов. Экипаж вырос до 250 человек.

«Shinonome» 18.12.1941 погиб на голланд. минном поле у о. Борнео (по другим сведениям — потоплен голланд. авиацией). «Sagiri» 24.12.1941 потоплен у о. Саравак голланд. ПЛ K-XVI. «Asagiri» 28.8.1942 потоплен к северу от о. Саво амер. авиацией морской пехоты. «Fubuki» 11.10.1942 потоплен в бою у м. Эсперанс (о. Гуадалканал) артогнем амер. КРТ и КРЛ. «Murakumo» 12.10.1942 потоплен у о. Саво амер. авиацией морской пехоты. «Oboro» 16.10.1942 потоплен сев.-вост. о. Кыска амер. армейской авиацией. «Akatsuki» в ночь с 12-го на 13.11.1942 потоплен у о. Саво артогнем амер. КРЛ «Atlanta». «Ayanami» 14.11.1942 потоплен у о. Саво артогнем амер. ЛК» Washington». «Shirayuki» 3.3.1943 потоплен в море Бисмарка амер. армейской авиацией. «Isonami» тяжело поврежден 1.12.1942 амер. авиацией у о. Буна. 9.4.1943 потоплен к юго-вост. от о. Целибас амер. ПЛ 'Tautog». «Hatsuyuki» 17.7.1943 потоплен у о. Бугенвиль амер. армейской авиацией. «Yugiri» 16.5.1943 тяжело поврежден у Кавиенга амер. ПЛ «Grayback». 25.11.1943 потоплен к вост. от м. Сент Джордж (о. Новая Ирландия) амер. ЭМ «Charles Ausbume», «Claxton» и «Dyson». «Sazanami» 14.1.1944 потоплен юго-вост. о. Яп амер. ПЛ «Albacore». «Shirakumo» 16.3.1944 потоплен к вост. от о. Хоккайдо амер. ПЛ Tautog». «Ikazuchi» 14.4.1944 потоплен к юго-зап. от о. Гуам амер. ПЛ «Harder». «Amagiri» 5.11.1943 поврежден амер. палубной авиацией в Рабауле. 23.4.1944 погиб к югу от Баликпапана в результате подрыва на мине. «Inadzuma» 14.5.1944 потоплен у о. Тави-Тави (Борнео) амер. ПЛ «Bonefish». «Usugumo» 8.7.1944 потоплен юго-зап. о. Парамушир амер. ПЛ «Skate». «Shikinami» 12.9.1944 потоплен южнее Гонконга амер. ПЛ «Growler». «Uranami» 26.10.1944 потоплен к северу от о. Панай (Филиппины) амер. палубной авиацией. «Akebono» 13.11.1944 потоплен в Кавите (Филиппины) амер. палубной авиацией. «Hibiki» 12.6.1942 тяжело поврежден амер. авиацией у о. Кыска. 6.9.1944 вост. о. Рюкю поврежден в результате подрыва на мине (по другой версии, в результате попадания торпеды амер. ПЛ «Hake»). 31.3.1945 поврежден при подрыве на мине; до конца войны ремонт не был завершен. 5.7.1947 по репарации передан СССР. «Ushio» 14.11.1944 тяжело поврежден амер. палубной авиацией в Манильской бухте, отбуксирован в Японию, до окончания войны ремонт не закончен.

Тип «Mutsuki»

12 единиц

09

«Mutsuki» (SDY, 21.5.1924/23.7.1925/3.1926 — погиб 25.8.1942), «Mikazuki» (SDY, 21.8.1925/12.7.1926/5.1927 — погиб 28.7.1943), «Satsuki» (F, 1.12.1924/24.3.1925/ 11.1925 — погиб 21.9.1944), «Fumizuki» (F, 20.10.1924/15.2.1926/7.1926 — погиб 18.2.1944), «Yuzuki» (F, 27.11.1926/4.3.1927/6.1925 — погиб 12.12.1944), «Kisaragi» (К, 3.6.1924/5.6.1925/12.1925 — погиб 11.12.1941), «Kikuzuki» (К, 15.6.1925/15.5.1926/11.1926 — погиб 4.5.1942), «Minazuki» (UD, 24.3.1925/ 25.5.1926/3.1927 — погиб 6.6.1944), «Mochizuki» (UD, 23.3.1926/28.4.1927/ 10.1927 — погиб 24.10.1943), «Uzuki» (I, 11.1.1924/15.10.1925/9.1926 — погиб 12.12.1944), «Nagatsuki» (I, 16.4.1925/6.10.1926/4.1927 — погиб 6.7.1943) и «Yayoi» (UD, 11.1.1924/11.7.1925/8.1926 — погиб 11.9.1942).

1315/1825 т; 97,5/100,2 (вл)/102,7x9,2x3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 38 500 л.с., 37,3 уз., 420 т нефти, 4000 (15) миль. Эк. 150 чел. 4х1–120-мм/45,1 х 2–25-мм (на части), 2 х 3–610-мм ТА, 2 БМ, 18 ГБ.

Строились по программе 1923 г., представляли улучшенный тип «Kamikaze», Стали последними японскими ЭМ, на которых ТА устанавливался перед носовой надстройкой. Сами ТА стали трехтрубными, а их калибр увеличился до 610 мм. Переход на трехтрубные аппараты позволил сократить их число при неизменном количестве торпед в бортовом залпе. Остальное вооружение повторяло стоящее на ЭМ типа «Kamikaze». Внешне от своих предшественников корабли типа «Mutsuki» отличались S-образной формой форштевня, на долгие годы ставшей «визитной карточкой» японских кораблей. При закладке корабли получали не имена, а в соответствии с тогдашней практикой только номера, с которыми они и вступали в строй. Лишь в 1928 г. ЭМ №19, 21, 23, 25, 27–34 получили названия.

«Satsuki», «Mikazuki», «Fumizuki», «Nagatsuki», «Kikuzuki» и «Minazuki» были реконструированы в 1935–1936 гг. На них укрепили корпуса, установили козырьки на дымовые трубы и защитные щитки на торпедные аппараты. Зенитное вооружение было усилено за счет установки сдвоенного 25-мм автомата на платформе перед вторым ТА.

На остальных кораблях аналогичные работы были проведены позднее (на части — уже после начала войны).

В 1942 гг. большинство кораблей были переоборудованы в импровизированные быстроходные транспорты. С них сняли по два орудия ГК и тральное оборудование, при этом ТА были сохранены. Одновременно на корабли установили 10 25-мм зенитных автоматов и усилили противолодочное вооружение, доведя число БМ до четырех (запас ГБ — 36 шт.). Почти весь перевозимый груз размещался на верхней палубе. В результате модернизации водоизмещение возросло до 1590/1913 т, а максимальная скорость упала до 34 уз.

К июню 1944 г. на немногих уцелевших ЭМ зенитное вооружение насчитывало десять 25-мм автоматов и пять 13.2-мм пулеметов.

«Kisaragi» 11.12.1941 потоплен у атолла Уэйк амер. авиацией морской пехоты. «Kikuzuki» 4.5.1942 потоплен в гавани Тулаги амер. палубной авиацией. «Mutsuki» 25.8.1942 потоплен у Соломоновых о-вов амер. армейской авиацией. «Yayoi» 11.9.1942 потоплен у побережья о. Новая Британия амер. и австрал. авиацией. «Nagatsuki» 6.7.1943 потоплен амер. авиацией морской пехоты в районе Соломоновых о-вов. «Mikazuki» 27.7.1943 сел на мель у м. Глостер (о. Новая Британия), на следующий день уничтожен амер. армейской авиацией. «Mochizuki» 8.11.1942 поврежден торпедой амер. ТКА. 24.10.1943 потоплен юго-зап. Рабаула амер. авиацией морской пехоты. «Fumizuki» потоплен 18.2.1944 у атолла Трук амер. палубной авиацией. «Minazuki» 6.6.1944 потоплен в Целебесском море амер. ПЛ «Harder». «Satsuki» 21.9.1944 потоплен в Манильской бухте амер. палубной авиацией. «Yuzuki» и «Uzuki» потоплены 12.2.1944 сев.-вост. о. Себу, первый — амер. авиацией морской пехоты, второй — амер. ТКА РТ-490 и РТ-492.

Тип «Kamikaze»

9 единиц

10

«Kamikaze» (Mn, 15.12.1921/25.9.1922/12.1922 — слом в 1947), «Asakaze» (Mn, 16.2.1922/8.12.1922/6.1923 — погиб 23.8.1944), «Hayate» (I, 11.11.1922/ 23.3.1925/11.1925 — погиб 11.12.1941), «Harukaze» (MNY, 6.5.1922/18.12.1922/ 5.1923 — слом в 1947), «Matsukaze» (MNY, 2.12.1922/30.10.1923/4.1924 — погиб 9.6.1944), «Hatakaze» (MNY, 3.7.1923/15.3.1924/8.1924 — погиб 15.1.1945), «Oite» (UD, 16.3.1923/27.11.1924/10.1925 — погиб 17.2.1944), «Yunagi» (SDY, 17.9.1923/23.4.1924/5.1925 — погиб 25.8.1944) и «Asanagi» (F, 5.3.1923/21.4.1924/12.1925 — погиб 22.5.1944).

1270//1700 т; 97,5/99,7 (вл)102,5x9,2x2,9 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 38 500 л.с., 37,3 уз., 420 т нефти, 4000 (15) миль. Эк. 148 чел. 4 х 1–120-мм/45, 3 х 2–533-мм ТА, 2 БМ, 18 ГБ..

Строились по программе 1921–1922 гг. как вторая группа ЭМ типа «Minekaze». Для повышения остойчивости у кораблей незначительно увеличили ширину корпуса. Из-за возросшего водоизмещения скорость упала до 37,25 уз. Вооружение повторяло тип «Minekaze» и размещалось так же, как на трех последних кораблях предыдущего проекта. Имели оборудование для минных постановок и траления.

Предусматривалась постройка 11 единиц, но после подписания Вашингтонского соглашения заказ на две аннулировали.

Все корабли при вступлении в строй получили номера, а в 1928 г. их сменили на названия.

В конце 1930-х гг. все Эм этого типа прошли усиление противолодочного вооружения, получив по четыре БМ (запас ГБ — 18 шт.).

В течение 1941–1942 гг. все корабли, кроме погибшего к этому времени «Hayate», прошли перевооружение: 120-мм орудие №4 было снято вместе с кормовым ТА, зенитное вооружение усилено 25-мм автоматами (от 6 до 10 стволов на корабль). Стандартное водоизмещение возросло до 1523 т, а скорость уменьшилась до 35 уз.

К лету 1944 г. число 25-мм автоматов возросло от 13 до 20 стволов (плюс четыре 13,2-мм пулемета). Запас ГБ увеличен до 36–48 шт.

«Hayate» потоплен 11.12.1941 у атолла Уэйк огнем амер. береговой батареи. «Oite» 17.2.1944 потоплен у атолла Трук амер. палубной авиацией. «Asanagi» 22.5.1944 потоплен у о. Бонин амер. ПЛ «Pollack». «Matsukaze» потоплен 9.6.1944 у о. Бонин амер. ПЛ «Swordfish». «Asakaze» потоплен 23.8.1944 у о. Лусон амер. ПЛ «Haddo». «Yunagi» потоплен 25.8.1944 у о. Лусон амер. ПЛ «Picuda». «Hatakaze» 2.3.1943 тяжело поврежден в результате внутреннего взрыва в Йокосуке; 15.1.1945 потоплен у Такао (о. Формоза) амер. палубной авиацией. «Kamikaze» 15.5.1945 поврежден в Малаккском проливе англ. ЭМ; до конца войны не отремонтирован. «Harukaze» 16.11.1942 тяжело поврежден при подрыве на мине в районе Сурабаи. 4.11.1944 поврежден на мине у о. Лусон (по другим данным — торпедой амер. ПЛ «Sailfish»). 21.1.1945 тяжело поврежден амер. палубной авиацией в районе о. Формоза. Отбуксирован в Японию, не ремонтировался.

Тип «Minekaze»

15 единиц

11

Эсминцы: «Sawakaze» (Mn, 7.1.1918/7.1.1919/3.1920 — слом в 1948), «Minekaze» (MNY, 20.4.1918/8.2.1919/5.1920 — погиб 10.2.1944), «Yakaze» (Mn, 15.8.1918/10.4.1920/ 7.1920 — слом в 1947), «Hakaze» (Mn, 11.11.1918/21.6.1920/9.1920 — погиб 23.1.1943), «Okikaze» (MNY, 22.2.1919/3.10.1919/8.1920 — погиб 10.1.1943), «Akikaze» (Mn, 7.6.1920/14.12.1920/9.1920 — погиб 3.11.1944), «Yukaze» (Mn, 14.12.1920/28.5.1921/8.1921 — в 1947 передан Англии), «Shiokaze» (MNY, 15.5.1920/22.10.1920/7.1921 — слом в 1948), «Tachikaze» (MNY, 18.8.1920/ 31.3.1921/12.1921 — погиб 17.2.1944), «Hokaze» (MNY, 30.11.1920/12.7.1921/ 12.1921 — погиб 6.7.1944), «Nokaze» (MNY, 16.4.1921/1.10.1921/3.1922 — погиб 20.2.1945), «Namikaze» (MNY, 7.11.1921/24.6.1922/11.1922 — в 1947 передан Китаю) и «Numakaze» (MNY, 10.8.1921/25.2.1922/7.1922 — погиб 19.12.1943).

Патрульные корабли: Р-1 (б. «Shimakaze», MNY, 5.9.1919/31.3.1920/11.1920 — погиб 13.1.1943) и Р-2 (б. «Nadakaze», MNY, 9.1.1920/26.6.1920/9.1921 — погиб 25.7.1945).

Эсминцы: около 1250/1650 (только «Okikaze» и «Yakaze») или 1350/1700 т; 97,5/ 99,5 (вл)/102,5x9x2,9 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 38 500 л.с., 34,5–36 уз., 395 (только «Okikaze»), около 300 (остальные) т нефти, 3600 (14) миль («Okikaze») или около 3000 (14) на остальных. Эк. 148 чел. 4x1–120-мм/45 (на «Yakaze» — только 2x1), 3x2–533-мм ТА (нет на «Yakaze»);

Патрульные корабли: Р-1 (6. «Shimakaze») и Р-2 (б. «Nadakaze»): 1390/1700 т; 97,5/ 99,5 (вл)/102,5x9x2,9 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 250 л.с., 22 уз., около 300 т нефти. 1x1–120-мм/45, 10 х 25-мм, 1x2–533-мм ТА, 4 БМ (16 ГБ), десант — 250 чел., 2 ДКА;

Эсминцы типа «Minekaze» (по японской классификации — океанские ЭМ 1-го класса) стали первыми кораблями этого класса Страны восходящего солнца, построенными относительно крупной серией. Всего в рамках «программы строительства флота 8–4» ВМС пополнились 15 кораблями этого типа.

В проектах предшествующих типов ЭМ японского флота явно прослеживалось влияние зарубежных школ кораблестроения (в первую очередь — английской). В кораблях типа «Minekaze» наметилась тенденция к отходу от этой практики. Их своеобразной «визитной карточкой», как и всех последующих японских ЭМ начала 1920-х гг., стал необычный силуэт, порожденный новым расположением ТА №1. На предшественниках (типы «Amatsukaze» и «Kawakaze»), послуживших отправной точкой при проектировании «Minekaze», этот ТА помещался за срезом полубака перед первой дымовой трубой. В новом проекте ходовой мостик был заметно сдвинут в корму (что теоретически делало его более «сухим»), а ТА перенесен в нос, оказавшись зажатым между коротким полубаком и надстройкой мостика. Подобное решение ранее уже встречалось на миноносцах германского флота. При ряде лежащих на поверхности достоинств (расширение секторов огня и повышение живучести) такая компоновка вела к снижению мореходности, даже в условиях относительно спокойного Северного моря. Учтя накопленный негативный опыт, немцы в последних проектах своих миноносцев отказались от установки ТА перед мостиком. Поскольку проект ЭМ типа «Minekaze» был закончен еще до окончания Первой мировой войны, японцы не могли воспользоваться накопленным германским флотом опытом эксплуатации миноносцев с носовым размещением ТА (детальное ознакомление стало возможно только в 1920 г., когда японский флот получил возможность изучить доставшиеся по репарации германские корабли). При всей схожести расположение ТА на японских ЭМ имело ряд принципиальных отличий от немецких. Так, развал шпангоутов полубака на первых был значительно больше, что, с одной стороны, сохраняло мореходность на приемлемом уровне, но с другой — сводило на нет все достоинства носового размещения ТА, поскольку углы его обстрела заметно сужались (кроме того, вместо стоящих на немецких кораблях однотрубных ТА, сдвинутых к борту, японцы перешли на сдвоенный ТА, установленный в диаметральной плоскости).

«Minekaze» стали первыми серийными японскими ЭМ, оснащенными турбинами с зубчатой передачей. Подобную ЭУ опробовали на эсминцах предшествующего типа «Kawakaze». По сравнению с прототипом, мощность на «Minekaze» была несколько повышена (с 37 000 до 38 500 л.с.), что позволило поднять скорость до 39 уз., а дымоходы котлов выводились не в три, а в две дымовые трубы. Состав вооружения также в основном повторял принятый на «Kawakaze» (3x1 120-мм/45 орудия и 3 х 2 533-мм ТА), отличаясь лишь наличием четвертого дополнительного 120-мм орудия. Вся артиллерия располагалась в диаметральной плоскости на одном уровне, причем орудия №2 и №3 в средней части корпуса имели ограниченные углы обстрела. У трех кораблей программы 1920 г. («Nokaze», «Namikaze» и «Numakaze») расположение артиллерии было иное — на них орудие №3 перенесли с позиции за второй дымовой трубой на кормовую настройку, что хотя и не увеличивало углы обстрела, но упрощало подачу боезапаса.

К середине 1930-х гг. корабли этого типа рассматривались в японском флоте как устаревшие (в первую очередь, из-за слабости торпедного вооружения калибра 533 мм), и часть из них переоборудовали во вспомогательные. В 1937 г. «Yakaze» стал кораблем управления корабля-мишени «Settsu». Состав его вооружения существенно сократили, а высвободившееся место заняла аппаратура телеуправления.

«Okikaze» в 1938 г. разоружили и вывели из состава флота. После вступления Японии в войну в 1941 г. он получил прежний состав вооружения (вероятно, с дополнением нескольких 25-мм автоматов) и введен в строй.

«Shimakaze» и «Nadakaze» в апреле 1940 г. переклассифицировали в патрульные корабли (переименованы в Р-1 и Р-2 соответственно). При этом с них сняли оба ПК из носовых КО, мощность ЭУ упала до 19 250 л.с., скорость — до 22 уз. Вооружение сократилось до двух 120-мм орудий, двух 533-мм ТА и нескольких 25-мм зенитных автоматов.

В 1941 г. оба корабля оборудовали в качестве быстроходных транспортов. Одно из оставшихся орудий ГК сняли (согласно некоторым источникам тогда же был демонтирован и последний ТА), за второй дымовой трубой соорудили надстройку. Перевозимый десант насчитывал 250 человек, для его высадки служили два плашкоута «Daihatsu».

На остальных кораблях в 1937–1939 гг. были усилены корпуса, уложен балласт (для компенсации запас топлива уменьшен примерно на 100 т) и установлены козырьки на дымовые трубы. Скорость хода снизилась до 34,5–36 уз.

«Yakaze» в сентябре 1942 г. переоборудовали в корабль-цель для подготовки летчиков морской авиации. Число ПК было уменьшено до двух (мощность сократилась до 11 260 л.с., скорость — до 24 уз.), вместо старых дымовых труб появились две новые меньшего диаметра. Надстройки, трубы и мостик получили легкое бронирование, вооружение сократилось до одной 50-мм пушки и четырех 25-мм автоматов. В конце войны «Yakaze» вновь переоборудовали, превратив в эскортный корабль (2 х 1 120-мм/45 орудия, 12 25-мм автоматов, 1 х 2 533-мм ТА, 4 БМ и 36 ГБ).

В 1942–1943 гг. ЭМ этого типа переориентировали на решение задач ПЛО. Число орудий ГК сократилось до двух, ТА остался всего один, зато зенитное вооружение возросло до 10 25-мм автоматов. Одновременно в корме появились БС и 4 БМ (запас — 36 ГБ). Во второй половине 1944 г. на большинстве оставшихся в строю кораблей число 25-мм автоматов увеличили до 16–20 стволов.

«Namikaze» в ходе ремонта боевых повреждений (подрыв на мине в сентябре 1944 г.) был переоборудован в носитель человекоуправляемых торпед «Kaiten». Его корму удлинили и сделали наклонной, по оси корабля располагалась дорожка для двух человеко-торпед. Один ПК из носового КО сняли, после чего скорость хода снизилась до 28 уз. Вооружение, помимо человеко-торпед, составляло одно 120-мм орудие, 20 25-мм автоматов и восемь 13,2-мм пулеметов.

«Shiokaze», поврежденный в январе 1945 г., планировали переоборудовать аналогичным образом, но с размещением уже четырех человеко-торпед, однако до конца войны работы закончены не были.

«Sawakaze» в 1945 г. переделали в корабль противовоздушного дозора. При этом он лишился последнего ТА, а на месте ранее снятого орудия ГК №3 в порядке эксперимента смонтировали девятиствольную пусковую установку 150-мм противолодочных ракет.

«Okikaze» 10.1.1943 потоплен юго-вост. Йокосуки амер. ПЛ «Trigger». P-1 (б. «Shimakaze») потоплен у Кавиенга 13.1.1943 амер. ПЛ «Guardfish». «Hakaze» 23.1.1943 потоплен в 15 милях юго-зап. Кавиенга амер. ПЛ «Guardfish». «Minekaze» 10.2.1944 потоплен амер. ПЛ «Роду» у о. Формоза. «Hokaze» 1.7.1943 поврежден торпедой амер. ПЛ «Thresher»; ремонт — до конца года. 6.7.1944 потоплен у о. Целебес амер. ПЛ «Paddle». «Numakaze» 19.12.1943 потоплен сев.-вост. о. Окинава амер. ПЛ «Grayback». «Tachikaze» 27.12.1942 и 6.1.1943 тяжело поврежден в Рабауле амер. авиацией; ремонт — до марта 1943 г. 17.2.1944 потоплен в Труке амер. палубной авиацией. «Akikaze» 3.11.1944 потоплен в 60 милях зап. о. Лусон амер. ПЛ «Pintado». «Nokaze» 20.2.1945 потоплен амер. ПЛ «Pargo» у м. Варелла. Р-2 (б. «Nadakaze») 25.7.1945 потоплен к вост. от Сурабаи англ. ПЛ «Stubborn». «Namikaze» 8.9.1944 тяжело поврежден на мине, выставленной амер. ПЛ «Seal»; в октябре 1947 г. по репарации передан Китаю. «Shiokaze» 31.1.1945 тяжело поврежден амер. авиацией; до конца войны ремонт не закончен; сдан на слом в 1948 г. «Yakaze» 10.3.1942 поврежден амер. палубной авиацией; ремонт и переоборудование в корабль-цель — до мая 1942 г. 18.7.1945 в Йокосуке поврежден амер. палубной авиацией; не восстанавливался, сдан на слом в 1947 г.

Эскортные корабли, Великобритания

Тип «Модифицированный «Black Swan»

19 + 5 единиц

«Alacrity» (Ден, 1.9.1944 — искл. в 1956), «Amethyst» (Стеф, 7.5.1943 — искл. в 1957), «Chanticleer» (Ден, 24.9.1943 — искл. в 1945), «Crane» (Ден, 9.11.1942 — искл. в 1965), «Cygnet» (Кмл,...

Тральщики, СССР

Тип «Ударник»
Тип «Клюз»

3 единицы

«Запал» (1912) + 08.40 у м. Юминда подорвался на мине (после советско-финской войны). По др. данным — в капитальном ремонте 1940-1945, исключен из списков ВМФ в 1948 г. х 1964

150 т, 12, 7 уз., 1x57, 1 пул.

Встать! суд идет!

В конце XIX начале XX века проходило достаточно большое количество различных международных конференций, заседаний, конгрессов по поводу правил ведения войны, в том числе и на море, и контроля их соблюдения. При наличии небольших...

Сетевые заградители, Франция

«La Gladiateur»

1 единица

«La Gladiateur» (1935) + 21 01.42.

1858/2293 т; 113x12,7x3,5 м; 2 ПТ, 2 ПК, 6000 л.с., 18 уз., 399 т нефти. Эк. 132 чел. 4x1 — 90-мм/50, 6 пул.

Затоплен в Тулоне 27.11.1942. 30.3.1943 поднят итальянцами и...

Эсминцы, Нидерланды

Тип «Admiralen»

8 единиц

1-я группа

«Piet Hein» + 19.02.42 в прол. Бадунг (у о. Бали) потоплен арт. огнем япон. ЭМ «Asashio» и «Oshio». Потери: около 100 чел.

«Evertsen» = 28.02.42/1.03.42 в Зондском прол. тяжело поврежден арт. огнем япон. КР и...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!