Эсминцы, Германия

Тип 1936В(Mob)

3+2 единицы

01

Z-35 (Dm, 6.6.1941/2.10.1942/22.9.1943 — погиб 12.12.1944),
Z-36 (Dm, 15.9.1941/15.5.1943/19.2.1944 — погиб 12.12.1944),
Z-43 (Dm, 1.5.1942/ 9.1943/24.3.1944 — затоплен 3.5.1945),
Z-44 (Dm, 1.8.1942/20.12.1943/ не достроен — погиб 29.7.1944),
Z-45 (Dm, 1.9.1943/15.4.1944/не достроен — затоплен 20.7.1946)

2527/3507 т; 121,9/127x12x3,6–4,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36,5 уз.; 835 т нефти; 2950 (19) миль. Эк. 335 чел. 5x1–127-мм/45, 2x2–37-мм/69, 3x4 и 2x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.

Негативные отзывы об ЭМ со 150-мм артиллерией вкупе с необходимостью установки более мощного зенитного вооружения и радиоэлектронного оборудования послужили причиной возврата на кораблях типа 36В к 127-мм орудиям. Зенитная артиллерия была усилена за счет установки 2x4 20-мм автоматов на крыльях мостика и замены 37-мм/83 на более скорострельные 37-мм/69. В остальном эти эсминцы были идентичны типу 36А(Mob), отличаясь лишь пониженной температурой пара (С 460°С до 426°С). Z-43 вместо одинарных имел спаренные 20-мм.

Z-35 и Z-36 погибли 12.12.1944 на минах в устье Финского зал. Z-43 поврежден 10.4.1945 в результате подрыва на донной мине в Данцигском заливе, 3.5.1945 затоплен в бухте Гельтингер. Z-44 потоплен 29.7.1944 амер. авиацией у достроечной стенки в Бремене. Недостроенный Z-45 затоплен союзниками в Скагерраке 20.7.1946.

Тип 1936А(Mob)

7 единиц

02

Z-31 (Dm, 1.9.1940/15.5.1941/11.4.1942 — передан Великобритании в 1945),
Z-32 (Dm, 1.11.1940/15.8.1941/15.9.1942 — погиб 9.6.1944),
Z-33 (Dm, 22.12.1940/15.9.1941/6.2.1943 — передан СССР в 1945),
Z-34 (Dm, 15.1.1941/5.5.1942/5.6.1943 — затоплен 26.3.1946),
Z-37 (G, 2.1.1940/ 24.2.1941/16.7.42 — исключен 20.8.1944),
Z-38 (G, 15.4.1940/5.8.1941/ 20.3.1943 — передан Великобритании в 1945),
Z-39 (G, 15.8.1940/ 2.12.1941/21.8.1943 — передан США в 1945)

2603/3597 т; 121,9/127x12x3,7–4,6 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36–37 уз.; 825 т нефти; 2239 (19) миль. Эк. 332 чел. 1x2 и 3x1–150-мм/48, 2x2–37-мм/83, 2x4 и 2–4x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.

Заказаны по мобилизационной программе и повторяли тип 1936А, но отличались упрощенной технологией постройки. При вступлении в строй, за исключением головного Z-31, получили спаренные башенные установки (на Z-31 установлена в марте 1944 г.). Z-32 вступил в строй с 1x4 20-мм автоматом, а в июне 1944 г. на нем 2x1 20-мм заменены на 2x1 37-мм/57.

В начале 1945 г. с Z-31 снята поврежденная в бою 1x2 150-мм башня и установлены 1x1 105-мм/45 и 4x2 37-мм/69. С Z-34 и Z-39 в начале 1945 г. снято по одному 150-мм орудию. Состав зенитной артиллерии к концу войны: Z-31–6x2 и 2x1 37-мм, 1x4 и 2x2 20-мм; Z-33–6x2 и 2x1 37-мм, 1x4, 2x2 и 2x1 20-мм; Z-34–1 или 3 40-мм/56, 2x2 и 2x1 37-мм, 2x4, 4x2 и 2x1 20-мм; Z-38–2x2 и 2x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-39–6x2 и 2x1 37-мм, 2x4, 2x2 и 2x1 20-мм.

Z-37 поврежден 30.1.1944 в результате столкновения с Z-32 в Бискайском заливе; исключен 20.8.1944; 24.8.1944 взорван в Бордо. Z-32 погиб 9.6.1944 в бою с брит. ЭМ «Tartar», «Ashanti» и канад. «Haida», «Huron» у о. Ушант. Z-34 поврежден 15.4.1945 сов. ТКА ТК-131, ТК-141 в Данцигской бухте, не ремонтировался, после войны затоплен союзниками в Скагерраке. Z-31 поврежден 28.1.1945 в бою с брит. КРЛ «Mauritius» и «Diadem» у Бергена; по репарациям передан Великобритании; в 1946 г. передан Франции как «Marceau», слом в 1958 г. По репарациям Z-33 передан СССР как «Проворный», потоплен в 1961 г.; Z-38 передан Великобритании как «Nonsuch», слом в 1949 г.; Z-39 передан США как DD-939, в 1947 г. продан на запчасти Франции, слом в 1958 г.

Тип 1936А

8 единиц

03

Z-23 (Dm, 15.11.1938/15.12.1939/14.9.1940 — исключен 20.8.1944),
Z-24 (Dm, 2.1.1939/7.3.1940/23.10.1940 — погиб 24.8.1944),
Z-25 (Dm, 15.2.1939/16.3.1940/30.11.1940 — передан Великобритании в 1945),
Z-26 (Dm, 1.4.1939/2.4.1940/11.1.1941 — погиб 29.3.1942),
Z-27 (Dm, 27.12.1939/1.8.1940/26.2.1941 — погиб 28.12.1943),
Z-28 (Dm, 30.11.1939/20.8.1940/9.8.1941 — погиб 6.3.1945),
Z-29 (Dm, 21.3.1940/ 15.10.1940/9.7.1941 — затоплен 16.12.1946),
Z-30 (Dm, 15.4.1940/ 8.12.1940/15.11.1941 — передан Великобритании в 1945)

2603/3605 (Z-23, Z-24), или 3079/3543 (Z-25 — Z-27), или 2596/3519 (Z-28), или 2603/ 3597 (Z-29, Z-30) т; 121,9/127x12x3,7–4,6 м; 2ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36–37 уз.; 769–825 т нефти; 2087–2239 (19) миль. Эк. 332 чел. 4x1–150-мм/48, 2x2–37-мм/83, 5x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.

После прекращения работ над проектом океанского ЭМ типа 1937 в Германии вернулись к удачному типу 1936, решив существенно усилить огневую мощь. Итогом стал переход на 150-мм артиллерию, причем пара орудий должна была размещаться в башенной установке. Общее расположение и состав ЭУ повторяли прототип. Форма корпуса была усовершенствована («атлантический» форштевень, носовой бульб), а вместо одного руля установлены два в струях винтов, что существенно улучшило маневренность. Готовность башен сильно отставала от строительства кораблей, поэтому все ЭМ вступали в строй с четырьмя 150-мм орудиями. Замена носового орудия на спаренную башню (Z-23 — в июне 1942 г., Z-25 — в сентябре 1942 г., Z-24 — в декабре 1942 г., Z-29 — в 1945 г.) привела к ухудшению мореходности. Z-28 достраивался по индивидуальному проекту в качестве лидера и отличался линейно-возвышенным расположением пары носовых орудий ГК (благодаря чему оказался наиболее мореходным среди кораблей серии), а также дополнительным жилым блоком на кормовой надстройке. В отличие от предшественников, ЭМ типа 1936А не получили именных названий, но неофициально относились к типу «Narvik».

В 1942 г. на все ЭМ установлен 1x4 20-мм автомат, в начале 1943 г. — еще 1x4 20-мм (кроме Z-28, который вооружили 2x1 20-мм). На Z-24 в июне 1944 г. вместо 2x1 20-мм установлены 2x4. С Z-25 и Z-29 в начале 1945 г. снято по одному 150-мм орудию. Зенитная артиллерия к концу войны: Z-25–2x2 и 6x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-25–2x2 и 6x1 37-мм, 1x4, 2x2 и 2x1 20-мм; Z-29–4x2 и 1x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-30–2x2 и 3x1 37-мм, 1x4, 4x2 и 2x1 20-мм.

Z-26 погиб 29.3.1942 в бою с брит. КРЛ «Trinidad» и ЭМ «Eclipse» в Баренцевом море. Z-27 погиб 28.12.1943 в бою с брит. КРЛ «Glasgow» и «Enterprise» в Бискайском зал. Z-23 поврежден 12.8.1944 брит, авиацией у зап. побережья Франции, исключен 20.8.1944, окончательно разобран в 1951 г. Z-24 потоплен 24.8.1944 брит, авиацией в устье р. Жиронда. Z-28 потоплен 6.3.1945 брит, авиацией в Заснице. Z-30 поврежден 20.10.1944 в результате подрыва на мине в Осло-фьорде, ремонт не закончен до конца войны; разобран в 1948 г. Z-25 в 1946 г. передан Франции как «Носпе», слом в 1958 г.

Тип 1936

6 единиц

04

Z-17 «Diether von Roeder» (Dm, 9.9.1936/19.8.1937/29.8.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-18 «Hans Ludemann» (Dm, 9.9.1936/1.12.1937/8.10.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-19 «Hermann Kunne» (Dm, 5.10.1936/22.12.1937/ 12.1.1939 — погиб 13.4.1940),

Z-20 «Karl Galster» (Dm, 14.9.1937/ 15.6.1938/21.3.1939 — передан СССР в 1945),

Z-21 «Wilhelm Heidkamp» (Dm, 15.12.1937/20.8.1938/20.6.1939 — погиб 11.4.1940),

Z-22 «Anton Smitt» (Dm, 3.1.1938/20.9.1938/24.9.1939 — погиб 10.4.1940)

2411/3415 т; 120/123 (125 у Z-20 — Z-22)x11,8x3,8–4,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 38 уз.; 787 т нефти; 2020 (19) миль. Эк. 323 чел. 5x1–127-мм/45, 2x2–37-мм/83, 6x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 18 ГБ, 60 мин.

При создании ЭМ типа 1936 были учтены недостатки предшественников. За счет более совершенной формы корпуса улучшена мореходность, причем три последних корабля получили клиперный («атлантический») форштевень, увеличивший их длину на 2 м. Уменьшив высоту труб и облегчив среднюю надстройку удалось снизить «верхний» вес. Официально декларированное водоизмещение — 1811 т. Оснащались котлами Вагнера (70 атм, 460°С). Конструкция ТЗА производства «Deschimag» была улучшена и оказалась вполне надежной. На испытаниях «Diether von Roeder» развил 40,45 уз. Состав вооружения повторял тип 1934, изменилось только расположение зенитных автоматов.

В 1941 г. на «Karl Galster» установлены 1x4 и 3x1 20-мм/65; в начале 1944 г. 4x1 20-мм заменены на 2x1 37-мм и 2x2 20-мм; в январе 1945 г. состав зенитной артиллерии изменен: установлено 2x2 37-мм/69, 2x1 37-мм/57, 1x4, 2x2 и 1x1 20-мм/65.

«Anton Smitt» и «Wilhelm Heidkamp» торпедированы брит. ЭМ в гавани Нарвика 10.4.1940: первый затонул сразу, второй — на следующий день. «Diether von Roeder», «Hans Ludemann» и «Hermann Kunne» погибли 13.4.1940 в бою с брит. ЛК «Warspite» и ЭМ в Уфут-фьорде. «Karl Galster» поврежден 3.7.1942 в результате навигационной аварии в Вест-фьорде, ремонт 5 мес.; по репарациям передан СССР как «Прочный», сдан на слом в 1956 г.

Типы 1934 и 1934А

16 единиц

05

Z-1 «Leberecht Maass» (DW, 10.10.1934/18.8.1935/14.1.1937 — погиб 22.2.1940),

Z-2 «Georg Thiele» (DW, 25.10.1934/18.8.1935/27.2.1937 — погиб 13.4.1940),

Z-3 «Max Schultz» (DW, 2.1.1935/30.11.1935/8.4.1937 — погиб 22.2.1940),

Z-4 «Richard Beitzen» (DW, 7.1.1935/30.11.1935/ 13.5.1937 — передан Великобритании в 1945),

Z-5 «Paul Jacob» (Dm, 15.7.1935/24.3.1936/29.6.1937 — передан Великобритании в 1945),

Z-6 «Theodor Riedel» (Dm, 18.7.1935/22.4.1936/2.7.1937 — передан Великобритании в 1945),

Z-7 «Hermann Schoemann» (Dm, 7.9.1935/16.7.1936/ 9.9.1937 — погиб 2.5.1942),

Z-8 «Bruno Heinemann» (Dm, 14.1.1936/ 15.9.1936/8.1.1938 — погиб 25.1.1942),

Z-9 «Wolfgang Zenker» (G, 22.3.1935/27.3.1936/2.7.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-10 «Hans Lody» (G, 1.4.1935/14.5.1936/13.9.1938 — передан Великобритании в 1945),

Z-11 «Bernd von Arnim» (G, 26.4.1935/8.7.1936/6.12.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-12 «Erich Giese» (G, 3.5.1935/12.3.1937/4.3.1939 — погиб 13.4.1940),

Z-13 «Erich Koellner» (G, 12.10.1935/18.3.1937/28.8.1939 — погиб 13.4.1940),

Z-14 «Friedrich Inn» (BuV, 30.5.1935/15.11.1936/6.4.1938 — передан СССР в 1945),

Z-15 «Erich Steinbrinck» (BuV, 30.5.1935/ 24.9.1936/31.5.1938 — передан СССР в 1945),

Z-16 «Friedrich Eckoldt» (BuV, 4.11.1935/21.3.1937/28.7.1938 — погиб 31.12.1942)

 

2232/3156(2–1 — Z-4), или 2171/3110 (Z-5 — Z-8), или 2270/3190 (Z-9 — Z-13), или2239/ 3165 (Z-14 — Z-16) т; 114/119 (Z-1 — Z-8) или 116/121 (Z-9 — Z-16)x11,3x3,8–4,3 м; 2 T3A, 6 ПК, 70 000 л.с.; 38 уз.; 670–770 т нефти; 1530–1900 (19) миль. Эк. 325 чел. 5x1–127-мм/45,2x2–37-мм/83, 6x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 18 ГБ, 60 мин.

Работы над полноценными ЭМ начались в Германии в 1932 г. В ответ на французские корабли, имеющие 4–5 130-мм или 5 138-мм орудий, был выбран 127-мм калибр — при наличии 4 орудий водоизмещение должно было составить 1500 т. По личному распоряжению адмирала Редера проект дополнили пятым орудием и заменили трехтрубные ТА на четырехтрубные. В результате стандартное водоизмещение превысило 2000 т, хотя официально декларированное составляло лишь 1625 т. Заказ на первые 4 ЭМ (тип 1934) был выдан 1.4.1934, задолго до официальной денонсации Версальского договора, ограничения которого они значительно превосходили. В 1934–1935 гг. заказаны еще 12 ЭМ (тип 1934А).

Внутреннее расположение было заимствовано у мм типа 1923, а размещение артиллерии — у франц. лидеров типа «Le Fantasque». Значительное внимание уделялось средствам ПВО, представленным новыми 37-мм/83 полуавтоматами в спаренных установках с гиростабилизацией.

Эсминцы типа 34/34А имели цельносварные, набиравшиеся по поперечной схеме корпуса, высокие трубы и массивные надстройки, что приводило к значительному «верхнему» весу. Первые 4 корабля имели мостики с закругленной лобовой частью, впоследствии их заменили прямоугольными. Мореходные качества и управляемость кораблей оценивались как весьма посредственные.

Характерной особенностью ЭМ являлись силовые установки на паре высоких параметров. Первые 8 кораблей оснащались котлами Вагнера (70 атм, 460°С) и ТЗА производства «Deschimag», остальные — котлами Бенсона (110 атм, 510°С) и ТЗА фирмы «Blohm und Voss». Крайняя ненадежность силовых установок существенно снижала боеспособность кораблей. Первые 4 ЭМ оснащались турбинами крейсерского хода, которые оказались неудачными и в дальнейшем не применялись.

На ЭМ с котлами Бенсона ТЗА были настолько ненадежными, что в январе 1941 г. было принято решение об их замене на уцелевших кораблях новыми, фирмы «Germania», в результате чего мощность упала на 3000 л.с. Вспомогательные механизмы работали на паре высоких параметров, что привело к повышенному расходу топлива и резкому снижению дальности плавания. Это особенно проявилось во время захвата Нарвика в апреле 1940 г. и стало причиной гибели 10 ЭМ.

В начале 1941 г. на уцелевшие корабли установлены по 3x1 20-мм автомата; в 1941–1942 гг. 2x1 20-мм заменены на 1x4 (кроме «Hermann Schoemann» и «Bruno Heinemann»). Для уменьшения «верхнего» веса срезаны дымовые трубы. В 1944 г. на «Richard Beitzen», «Paul Jacobi», «Hans Lody» и «Erich Steinbrinck» переделаны носовые оконечности, наибольшая длина увеличена на 2 м; кроме того, с трех последних снято по одному 127-мм орудию. Прежние 37-мм/83 частично заменялись на новые 37-мм/69 и 37-мм/57 (в спаренной и одинарной установках соответственно), а также устанавливались 86-мм зенитные НУР. К концу войны средства ПВО включали: «Richard Beitzen» — 2x2 37-мм, 1 х4 и 4x1 20-мм; «Paul Jacobi» — 4x2 и 2x1 37-мм, 1x4, 4x2 и 1x1 20-мм; «Theodor Riedel» — 2x2 37-мм, 1x4, 2x2 и 6x1 20-мм; «Hans Lody» и «Erich Steinbrinck» — 7x2 37-мм, 1x4 и 3x2 20-мм; «Friedrich Inn» — 2x2 37-мм, 1x4 и 7x2 20-мм.

«Leberecht Maass» и «Max Schultz» погибли 22.2.1940 в Северном море: первый по ошибке потоплен герм, бомбардировщиком, второй подорвался на выставленных брит. ЭМ минах. 13.4.1940 в Уфут-фьорде погибли 5 ЭМ: «Erich Giese» и «Erich Koellner» потоплены брит. ЛК «Warspite» и ЭМ, «Georg Thiele», «Wolfgang Zenker» и «Bernd von Arnim» взорваны экипажами после израсходования боезапаса. «Bruno Heinemann» погиб 25.1.1942 на брит, авиационной мине в Ла-Манше. «Hermann Schoemann» погиб 2.5.1942 в бою с брит. КРЛ «Edinburgh» и ЭМ «Forester», «Foresight» в Баренцевом море. «Theodor Riedel» и «Hans Lody» повреждены 3.7.1942 в результате навигационной аварии в Вест-фьорде, ремонт — 2 и 8 мес. соответственно. «Friedrich Eckoldt» потоплен 31.12.1942 брит. КРЛ «Sheffield» в Баренцевом море.

По репарациям «Friedrich Inn» и «Erich Steinbrinck» переданы СССР как «Прыткий» и «Пылкий», слом в 1952 и 1958 гг. соответственно; остальные отошли Великобритании. «Richard Beitzen» и «Hans Lody» сданы на слом в 1949 г.; «Paul Jacobi» и «Theodor Riedel» в 1946 г. переданы Франции как «Desaix» и «Kleber», слом в 1954 и 1957 гг.

ZH-1

1 единица

06

ZH-1 (б. «Gerard Callenburg», RDM, 12.10.1938/12.10.1939/11.10.1942 — погиб 9.6.1944)

1604/2228 т; 105/107x10,6x2,8–3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 45 000 л.с.; 37,5 уз.; 560 т нефти; 2700 (19) миль. Эк. 230 чел. 2x2 и 1x1–120-мм/45, 2x2–37-мм/83, 4x1–20-мм/ 65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 24 мины.

Бывший голланд. ЭМ «Gerard Callenburg» типа «Isaak Sweers». Затоплен в Роттердаме в недостроенном состоянии 14.5.1940, поднят немцами 17.7.1940, переименован в ZH-1 и 11.10.1940 отбуксирован в Гамбург на верфь «Blohm und Voss» для ремонта и достройки. Однотипные ZH-2 (б. «Tjerk Hiddes») и ZH-3 (б. «Van Galen») достроены не были.

Энергетическая установка британского типа с ПК Ярроу и ТЗА Парсонса была сохранена для сравнения с ЭУ современных германских ЭМ. На испытаниях развил 37,5 уз. при мощности 53 000 л.с. Орудия ГК и система управления огнем голландского производства оставлены без изменений, зенитные автоматы и ТА заменены на германские. Директор ГК имел сектор поворота до 135° на каждый борт, что не позволяло управлять огнем на кормовых курсовых углах. В 1944 г. 2x1 20-мм автомата заменены на 2x4. Погиб 9.6.1944 в бою с брит. ЭМ «Tartar», «Ashanti» у о. Ушант.

«Hermes»

1 единица

07

ZG-3 «Hermes»

1414/2088 т; 98,4x10,4x2,5–3,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 л.с.; 32 уз.; 465 т нефти; 4800 (19) миль. Эк. 225 чел. 4x1–127-мм/45, 4x1–37-мм/83, 5x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 2 БМБ (30 ГБ).

Бывший греч. ЭМ «Vasilefs Georgios». По конструкции аналогичен брит, типу «Н», но оснащался герм, артиллерией ГК и системой управления огнем. Потоплен герм, авиацией в Пирее 20.4.1941, поднят и после ремонта введен в строй 21.3.1942 как ZG-3, 22.8.1942 получил название «Hermes». В боевых условиях развивал до 33,6 уз. 30.4.1943 поврежден амер. авиацией, 7.5.1943 , затоплен в Тунисе.

Канонерские лодки, Нидерланды

Тип «Brinio»

3 единицы

«Gruno» — уведена экипажем в Англию. х 1949-1950

«Brinio» + 14.05.40 в Зейдер Зее тяжело повреждена герм, пикир. бомб. Ju-87 и затоплена экипажем.

«Friso» + 12.05.40 у Энкхёйзена тяжело повреждена герм. авиацией, потоплена...

Средние подводные лодки, Югославия

Тип «L»

2 единицы

«Hrabri» (15.07.1927), «Nebojsa» (1927)

975/1164 т; 72 х 7,31 х 4,27 м; погружение на 70 м; дизели «Vickers» 2 х 1200 л.с./э.д. 2 х 800 л.с; 15,7/10 узлов; 5000 миль (на 9 узлах); 6–533-мм ТА (4–2; боекомплект 12 торпед), ...

Тральщики, Норвегия

Тип «Otra»

2 единицы

«Otra» (Nu, 1939 — захвачен Германией 9.4.1940), «Rauma» (Nu, 1939-захвачен Германией 9.4.1940)

370 (станд.) т; 51/52,1x7,1x1,9 м; 2 ПМУ, 1 ПК, 900 л.с., 13,5 уз., 1400 (9) миль. Эк. 25 чел. 1x1–40-мм, 2x1–20-мм,...

Канонерские лодки, Германия

Тип «К-4»

1 единица

К-4 «Lorelei» (б. «Artevelde», Co/WF, 1939/28.8.1940/25.4.1943 — возвращена Бельгии в 1945)

1640/2306 т; 94,8/98,5x10,5x3,3–3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 21 700 л.с.; 28,5 уз.; 680 т нефти; 1200 (19) миль. Эк. 180 чел. 3x1–105-мм/45,...

Авианосцы, Франция

«Bearn»

1 единица

«Bearn» FCM 10.1.191415.4.19206.1927 Искл. 5.11.1966

22 146/28 400 т; 170,6/182,6x35,2x9,3 м; 2 ПТУ и 2 ПМ, 12 ПК, 22 200+15 000 л.с., 21,5 уз., 2160 т нефти; 7000 (10) миль. Броня: борт 83 мм, палуба 120 мм, каземат 70 мм....
Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!