Эсминцы, Германия

Тип 1936В(Mob)

3+2 единицы

01

Z-35 (Dm, 6.6.1941/2.10.1942/22.9.1943 — погиб 12.12.1944),
Z-36 (Dm, 15.9.1941/15.5.1943/19.2.1944 — погиб 12.12.1944),
Z-43 (Dm, 1.5.1942/ 9.1943/24.3.1944 — затоплен 3.5.1945),
Z-44 (Dm, 1.8.1942/20.12.1943/ не достроен — погиб 29.7.1944),
Z-45 (Dm, 1.9.1943/15.4.1944/не достроен — затоплен 20.7.1946)

2527/3507 т; 121,9/127x12x3,6–4,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36,5 уз.; 835 т нефти; 2950 (19) миль. Эк. 335 чел. 5x1–127-мм/45, 2x2–37-мм/69, 3x4 и 2x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.

Негативные отзывы об ЭМ со 150-мм артиллерией вкупе с необходимостью установки более мощного зенитного вооружения и радиоэлектронного оборудования послужили причиной возврата на кораблях типа 36В к 127-мм орудиям. Зенитная артиллерия была усилена за счет установки 2x4 20-мм автоматов на крыльях мостика и замены 37-мм/83 на более скорострельные 37-мм/69. В остальном эти эсминцы были идентичны типу 36А(Mob), отличаясь лишь пониженной температурой пара (С 460°С до 426°С). Z-43 вместо одинарных имел спаренные 20-мм.

Z-35 и Z-36 погибли 12.12.1944 на минах в устье Финского зал. Z-43 поврежден 10.4.1945 в результате подрыва на донной мине в Данцигском заливе, 3.5.1945 затоплен в бухте Гельтингер. Z-44 потоплен 29.7.1944 амер. авиацией у достроечной стенки в Бремене. Недостроенный Z-45 затоплен союзниками в Скагерраке 20.7.1946.

Тип 1936А(Mob)

7 единиц

02

Z-31 (Dm, 1.9.1940/15.5.1941/11.4.1942 — передан Великобритании в 1945),
Z-32 (Dm, 1.11.1940/15.8.1941/15.9.1942 — погиб 9.6.1944),
Z-33 (Dm, 22.12.1940/15.9.1941/6.2.1943 — передан СССР в 1945),
Z-34 (Dm, 15.1.1941/5.5.1942/5.6.1943 — затоплен 26.3.1946),
Z-37 (G, 2.1.1940/ 24.2.1941/16.7.42 — исключен 20.8.1944),
Z-38 (G, 15.4.1940/5.8.1941/ 20.3.1943 — передан Великобритании в 1945),
Z-39 (G, 15.8.1940/ 2.12.1941/21.8.1943 — передан США в 1945)

2603/3597 т; 121,9/127x12x3,7–4,6 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36–37 уз.; 825 т нефти; 2239 (19) миль. Эк. 332 чел. 1x2 и 3x1–150-мм/48, 2x2–37-мм/83, 2x4 и 2–4x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.

Заказаны по мобилизационной программе и повторяли тип 1936А, но отличались упрощенной технологией постройки. При вступлении в строй, за исключением головного Z-31, получили спаренные башенные установки (на Z-31 установлена в марте 1944 г.). Z-32 вступил в строй с 1x4 20-мм автоматом, а в июне 1944 г. на нем 2x1 20-мм заменены на 2x1 37-мм/57.

В начале 1945 г. с Z-31 снята поврежденная в бою 1x2 150-мм башня и установлены 1x1 105-мм/45 и 4x2 37-мм/69. С Z-34 и Z-39 в начале 1945 г. снято по одному 150-мм орудию. Состав зенитной артиллерии к концу войны: Z-31–6x2 и 2x1 37-мм, 1x4 и 2x2 20-мм; Z-33–6x2 и 2x1 37-мм, 1x4, 2x2 и 2x1 20-мм; Z-34–1 или 3 40-мм/56, 2x2 и 2x1 37-мм, 2x4, 4x2 и 2x1 20-мм; Z-38–2x2 и 2x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-39–6x2 и 2x1 37-мм, 2x4, 2x2 и 2x1 20-мм.

Z-37 поврежден 30.1.1944 в результате столкновения с Z-32 в Бискайском заливе; исключен 20.8.1944; 24.8.1944 взорван в Бордо. Z-32 погиб 9.6.1944 в бою с брит. ЭМ «Tartar», «Ashanti» и канад. «Haida», «Huron» у о. Ушант. Z-34 поврежден 15.4.1945 сов. ТКА ТК-131, ТК-141 в Данцигской бухте, не ремонтировался, после войны затоплен союзниками в Скагерраке. Z-31 поврежден 28.1.1945 в бою с брит. КРЛ «Mauritius» и «Diadem» у Бергена; по репарациям передан Великобритании; в 1946 г. передан Франции как «Marceau», слом в 1958 г. По репарациям Z-33 передан СССР как «Проворный», потоплен в 1961 г.; Z-38 передан Великобритании как «Nonsuch», слом в 1949 г.; Z-39 передан США как DD-939, в 1947 г. продан на запчасти Франции, слом в 1958 г.

Тип 1936А

8 единиц

03

Z-23 (Dm, 15.11.1938/15.12.1939/14.9.1940 — исключен 20.8.1944),
Z-24 (Dm, 2.1.1939/7.3.1940/23.10.1940 — погиб 24.8.1944),
Z-25 (Dm, 15.2.1939/16.3.1940/30.11.1940 — передан Великобритании в 1945),
Z-26 (Dm, 1.4.1939/2.4.1940/11.1.1941 — погиб 29.3.1942),
Z-27 (Dm, 27.12.1939/1.8.1940/26.2.1941 — погиб 28.12.1943),
Z-28 (Dm, 30.11.1939/20.8.1940/9.8.1941 — погиб 6.3.1945),
Z-29 (Dm, 21.3.1940/ 15.10.1940/9.7.1941 — затоплен 16.12.1946),
Z-30 (Dm, 15.4.1940/ 8.12.1940/15.11.1941 — передан Великобритании в 1945)

2603/3605 (Z-23, Z-24), или 3079/3543 (Z-25 — Z-27), или 2596/3519 (Z-28), или 2603/ 3597 (Z-29, Z-30) т; 121,9/127x12x3,7–4,6 м; 2ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 36–37 уз.; 769–825 т нефти; 2087–2239 (19) миль. Эк. 332 чел. 4x1–150-мм/48, 2x2–37-мм/83, 5x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 60 мин.

После прекращения работ над проектом океанского ЭМ типа 1937 в Германии вернулись к удачному типу 1936, решив существенно усилить огневую мощь. Итогом стал переход на 150-мм артиллерию, причем пара орудий должна была размещаться в башенной установке. Общее расположение и состав ЭУ повторяли прототип. Форма корпуса была усовершенствована («атлантический» форштевень, носовой бульб), а вместо одного руля установлены два в струях винтов, что существенно улучшило маневренность. Готовность башен сильно отставала от строительства кораблей, поэтому все ЭМ вступали в строй с четырьмя 150-мм орудиями. Замена носового орудия на спаренную башню (Z-23 — в июне 1942 г., Z-25 — в сентябре 1942 г., Z-24 — в декабре 1942 г., Z-29 — в 1945 г.) привела к ухудшению мореходности. Z-28 достраивался по индивидуальному проекту в качестве лидера и отличался линейно-возвышенным расположением пары носовых орудий ГК (благодаря чему оказался наиболее мореходным среди кораблей серии), а также дополнительным жилым блоком на кормовой надстройке. В отличие от предшественников, ЭМ типа 1936А не получили именных названий, но неофициально относились к типу «Narvik».

В 1942 г. на все ЭМ установлен 1x4 20-мм автомат, в начале 1943 г. — еще 1x4 20-мм (кроме Z-28, который вооружили 2x1 20-мм). На Z-24 в июне 1944 г. вместо 2x1 20-мм установлены 2x4. С Z-25 и Z-29 в начале 1945 г. снято по одному 150-мм орудию. Зенитная артиллерия к концу войны: Z-25–2x2 и 6x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-25–2x2 и 6x1 37-мм, 1x4, 2x2 и 2x1 20-мм; Z-29–4x2 и 1x1 37-мм, 2x4 и 4x2 20-мм; Z-30–2x2 и 3x1 37-мм, 1x4, 4x2 и 2x1 20-мм.

Z-26 погиб 29.3.1942 в бою с брит. КРЛ «Trinidad» и ЭМ «Eclipse» в Баренцевом море. Z-27 погиб 28.12.1943 в бою с брит. КРЛ «Glasgow» и «Enterprise» в Бискайском зал. Z-23 поврежден 12.8.1944 брит, авиацией у зап. побережья Франции, исключен 20.8.1944, окончательно разобран в 1951 г. Z-24 потоплен 24.8.1944 брит, авиацией в устье р. Жиронда. Z-28 потоплен 6.3.1945 брит, авиацией в Заснице. Z-30 поврежден 20.10.1944 в результате подрыва на мине в Осло-фьорде, ремонт не закончен до конца войны; разобран в 1948 г. Z-25 в 1946 г. передан Франции как «Носпе», слом в 1958 г.

Тип 1936

6 единиц

04

Z-17 «Diether von Roeder» (Dm, 9.9.1936/19.8.1937/29.8.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-18 «Hans Ludemann» (Dm, 9.9.1936/1.12.1937/8.10.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-19 «Hermann Kunne» (Dm, 5.10.1936/22.12.1937/ 12.1.1939 — погиб 13.4.1940),

Z-20 «Karl Galster» (Dm, 14.9.1937/ 15.6.1938/21.3.1939 — передан СССР в 1945),

Z-21 «Wilhelm Heidkamp» (Dm, 15.12.1937/20.8.1938/20.6.1939 — погиб 11.4.1940),

Z-22 «Anton Smitt» (Dm, 3.1.1938/20.9.1938/24.9.1939 — погиб 10.4.1940)

2411/3415 т; 120/123 (125 у Z-20 — Z-22)x11,8x3,8–4,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с.; 38 уз.; 787 т нефти; 2020 (19) миль. Эк. 323 чел. 5x1–127-мм/45, 2x2–37-мм/83, 6x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 18 ГБ, 60 мин.

При создании ЭМ типа 1936 были учтены недостатки предшественников. За счет более совершенной формы корпуса улучшена мореходность, причем три последних корабля получили клиперный («атлантический») форштевень, увеличивший их длину на 2 м. Уменьшив высоту труб и облегчив среднюю надстройку удалось снизить «верхний» вес. Официально декларированное водоизмещение — 1811 т. Оснащались котлами Вагнера (70 атм, 460°С). Конструкция ТЗА производства «Deschimag» была улучшена и оказалась вполне надежной. На испытаниях «Diether von Roeder» развил 40,45 уз. Состав вооружения повторял тип 1934, изменилось только расположение зенитных автоматов.

В 1941 г. на «Karl Galster» установлены 1x4 и 3x1 20-мм/65; в начале 1944 г. 4x1 20-мм заменены на 2x1 37-мм и 2x2 20-мм; в январе 1945 г. состав зенитной артиллерии изменен: установлено 2x2 37-мм/69, 2x1 37-мм/57, 1x4, 2x2 и 1x1 20-мм/65.

«Anton Smitt» и «Wilhelm Heidkamp» торпедированы брит. ЭМ в гавани Нарвика 10.4.1940: первый затонул сразу, второй — на следующий день. «Diether von Roeder», «Hans Ludemann» и «Hermann Kunne» погибли 13.4.1940 в бою с брит. ЛК «Warspite» и ЭМ в Уфут-фьорде. «Karl Galster» поврежден 3.7.1942 в результате навигационной аварии в Вест-фьорде, ремонт 5 мес.; по репарациям передан СССР как «Прочный», сдан на слом в 1956 г.

Типы 1934 и 1934А

16 единиц

05

Z-1 «Leberecht Maass» (DW, 10.10.1934/18.8.1935/14.1.1937 — погиб 22.2.1940),

Z-2 «Georg Thiele» (DW, 25.10.1934/18.8.1935/27.2.1937 — погиб 13.4.1940),

Z-3 «Max Schultz» (DW, 2.1.1935/30.11.1935/8.4.1937 — погиб 22.2.1940),

Z-4 «Richard Beitzen» (DW, 7.1.1935/30.11.1935/ 13.5.1937 — передан Великобритании в 1945),

Z-5 «Paul Jacob» (Dm, 15.7.1935/24.3.1936/29.6.1937 — передан Великобритании в 1945),

Z-6 «Theodor Riedel» (Dm, 18.7.1935/22.4.1936/2.7.1937 — передан Великобритании в 1945),

Z-7 «Hermann Schoemann» (Dm, 7.9.1935/16.7.1936/ 9.9.1937 — погиб 2.5.1942),

Z-8 «Bruno Heinemann» (Dm, 14.1.1936/ 15.9.1936/8.1.1938 — погиб 25.1.1942),

Z-9 «Wolfgang Zenker» (G, 22.3.1935/27.3.1936/2.7.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-10 «Hans Lody» (G, 1.4.1935/14.5.1936/13.9.1938 — передан Великобритании в 1945),

Z-11 «Bernd von Arnim» (G, 26.4.1935/8.7.1936/6.12.1938 — погиб 13.4.1940),

Z-12 «Erich Giese» (G, 3.5.1935/12.3.1937/4.3.1939 — погиб 13.4.1940),

Z-13 «Erich Koellner» (G, 12.10.1935/18.3.1937/28.8.1939 — погиб 13.4.1940),

Z-14 «Friedrich Inn» (BuV, 30.5.1935/15.11.1936/6.4.1938 — передан СССР в 1945),

Z-15 «Erich Steinbrinck» (BuV, 30.5.1935/ 24.9.1936/31.5.1938 — передан СССР в 1945),

Z-16 «Friedrich Eckoldt» (BuV, 4.11.1935/21.3.1937/28.7.1938 — погиб 31.12.1942)

 

2232/3156(2–1 — Z-4), или 2171/3110 (Z-5 — Z-8), или 2270/3190 (Z-9 — Z-13), или2239/ 3165 (Z-14 — Z-16) т; 114/119 (Z-1 — Z-8) или 116/121 (Z-9 — Z-16)x11,3x3,8–4,3 м; 2 T3A, 6 ПК, 70 000 л.с.; 38 уз.; 670–770 т нефти; 1530–1900 (19) миль. Эк. 325 чел. 5x1–127-мм/45,2x2–37-мм/83, 6x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 18 ГБ, 60 мин.

Работы над полноценными ЭМ начались в Германии в 1932 г. В ответ на французские корабли, имеющие 4–5 130-мм или 5 138-мм орудий, был выбран 127-мм калибр — при наличии 4 орудий водоизмещение должно было составить 1500 т. По личному распоряжению адмирала Редера проект дополнили пятым орудием и заменили трехтрубные ТА на четырехтрубные. В результате стандартное водоизмещение превысило 2000 т, хотя официально декларированное составляло лишь 1625 т. Заказ на первые 4 ЭМ (тип 1934) был выдан 1.4.1934, задолго до официальной денонсации Версальского договора, ограничения которого они значительно превосходили. В 1934–1935 гг. заказаны еще 12 ЭМ (тип 1934А).

Внутреннее расположение было заимствовано у мм типа 1923, а размещение артиллерии — у франц. лидеров типа «Le Fantasque». Значительное внимание уделялось средствам ПВО, представленным новыми 37-мм/83 полуавтоматами в спаренных установках с гиростабилизацией.

Эсминцы типа 34/34А имели цельносварные, набиравшиеся по поперечной схеме корпуса, высокие трубы и массивные надстройки, что приводило к значительному «верхнему» весу. Первые 4 корабля имели мостики с закругленной лобовой частью, впоследствии их заменили прямоугольными. Мореходные качества и управляемость кораблей оценивались как весьма посредственные.

Характерной особенностью ЭМ являлись силовые установки на паре высоких параметров. Первые 8 кораблей оснащались котлами Вагнера (70 атм, 460°С) и ТЗА производства «Deschimag», остальные — котлами Бенсона (110 атм, 510°С) и ТЗА фирмы «Blohm und Voss». Крайняя ненадежность силовых установок существенно снижала боеспособность кораблей. Первые 4 ЭМ оснащались турбинами крейсерского хода, которые оказались неудачными и в дальнейшем не применялись.

На ЭМ с котлами Бенсона ТЗА были настолько ненадежными, что в январе 1941 г. было принято решение об их замене на уцелевших кораблях новыми, фирмы «Germania», в результате чего мощность упала на 3000 л.с. Вспомогательные механизмы работали на паре высоких параметров, что привело к повышенному расходу топлива и резкому снижению дальности плавания. Это особенно проявилось во время захвата Нарвика в апреле 1940 г. и стало причиной гибели 10 ЭМ.

В начале 1941 г. на уцелевшие корабли установлены по 3x1 20-мм автомата; в 1941–1942 гг. 2x1 20-мм заменены на 1x4 (кроме «Hermann Schoemann» и «Bruno Heinemann»). Для уменьшения «верхнего» веса срезаны дымовые трубы. В 1944 г. на «Richard Beitzen», «Paul Jacobi», «Hans Lody» и «Erich Steinbrinck» переделаны носовые оконечности, наибольшая длина увеличена на 2 м; кроме того, с трех последних снято по одному 127-мм орудию. Прежние 37-мм/83 частично заменялись на новые 37-мм/69 и 37-мм/57 (в спаренной и одинарной установках соответственно), а также устанавливались 86-мм зенитные НУР. К концу войны средства ПВО включали: «Richard Beitzen» — 2x2 37-мм, 1 х4 и 4x1 20-мм; «Paul Jacobi» — 4x2 и 2x1 37-мм, 1x4, 4x2 и 1x1 20-мм; «Theodor Riedel» — 2x2 37-мм, 1x4, 2x2 и 6x1 20-мм; «Hans Lody» и «Erich Steinbrinck» — 7x2 37-мм, 1x4 и 3x2 20-мм; «Friedrich Inn» — 2x2 37-мм, 1x4 и 7x2 20-мм.

«Leberecht Maass» и «Max Schultz» погибли 22.2.1940 в Северном море: первый по ошибке потоплен герм, бомбардировщиком, второй подорвался на выставленных брит. ЭМ минах. 13.4.1940 в Уфут-фьорде погибли 5 ЭМ: «Erich Giese» и «Erich Koellner» потоплены брит. ЛК «Warspite» и ЭМ, «Georg Thiele», «Wolfgang Zenker» и «Bernd von Arnim» взорваны экипажами после израсходования боезапаса. «Bruno Heinemann» погиб 25.1.1942 на брит, авиационной мине в Ла-Манше. «Hermann Schoemann» погиб 2.5.1942 в бою с брит. КРЛ «Edinburgh» и ЭМ «Forester», «Foresight» в Баренцевом море. «Theodor Riedel» и «Hans Lody» повреждены 3.7.1942 в результате навигационной аварии в Вест-фьорде, ремонт — 2 и 8 мес. соответственно. «Friedrich Eckoldt» потоплен 31.12.1942 брит. КРЛ «Sheffield» в Баренцевом море.

По репарациям «Friedrich Inn» и «Erich Steinbrinck» переданы СССР как «Прыткий» и «Пылкий», слом в 1952 и 1958 гг. соответственно; остальные отошли Великобритании. «Richard Beitzen» и «Hans Lody» сданы на слом в 1949 г.; «Paul Jacobi» и «Theodor Riedel» в 1946 г. переданы Франции как «Desaix» и «Kleber», слом в 1954 и 1957 гг.

ZH-1

1 единица

06

ZH-1 (б. «Gerard Callenburg», RDM, 12.10.1938/12.10.1939/11.10.1942 — погиб 9.6.1944)

1604/2228 т; 105/107x10,6x2,8–3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 45 000 л.с.; 37,5 уз.; 560 т нефти; 2700 (19) миль. Эк. 230 чел. 2x2 и 1x1–120-мм/45, 2x2–37-мм/83, 4x1–20-мм/ 65, 2x4–533-мм ТА, 4 БМБ (30 ГБ), 24 мины.

Бывший голланд. ЭМ «Gerard Callenburg» типа «Isaak Sweers». Затоплен в Роттердаме в недостроенном состоянии 14.5.1940, поднят немцами 17.7.1940, переименован в ZH-1 и 11.10.1940 отбуксирован в Гамбург на верфь «Blohm und Voss» для ремонта и достройки. Однотипные ZH-2 (б. «Tjerk Hiddes») и ZH-3 (б. «Van Galen») достроены не были.

Энергетическая установка британского типа с ПК Ярроу и ТЗА Парсонса была сохранена для сравнения с ЭУ современных германских ЭМ. На испытаниях развил 37,5 уз. при мощности 53 000 л.с. Орудия ГК и система управления огнем голландского производства оставлены без изменений, зенитные автоматы и ТА заменены на германские. Директор ГК имел сектор поворота до 135° на каждый борт, что не позволяло управлять огнем на кормовых курсовых углах. В 1944 г. 2x1 20-мм автомата заменены на 2x4. Погиб 9.6.1944 в бою с брит. ЭМ «Tartar», «Ashanti» у о. Ушант.

«Hermes»

1 единица

07

ZG-3 «Hermes»

1414/2088 т; 98,4x10,4x2,5–3,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 л.с.; 32 уз.; 465 т нефти; 4800 (19) миль. Эк. 225 чел. 4x1–127-мм/45, 4x1–37-мм/83, 5x1–20-мм/65, 2x4–533-мм ТА, 2 БМБ (30 ГБ).

Бывший греч. ЭМ «Vasilefs Georgios». По конструкции аналогичен брит, типу «Н», но оснащался герм, артиллерией ГК и системой управления огнем. Потоплен герм, авиацией в Пирее 20.4.1941, поднят и после ремонта введен в строй 21.3.1942 как ZG-3, 22.8.1942 получил название «Hermes». В боевых условиях развивал до 33,6 уз. 30.4.1943 поврежден амер. авиацией, 7.5.1943 , затоплен в Тунисе.

КБФ в новых базах в Прибалтике в 1939 г.

Довольно сильно повлияли на прохождение Краснознаменным Балтийским флотом боевой подготовки в 1939 г. события в странах Прибалтики. Согласно пакту о взаимопомощи между СССР и Эстонской республикой от 28 сентября 1939 г., Советский Союз получил...

Встать! суд идет!

В конце XIX начале XX века проходило достаточно большое количество различных международных конференций, заседаний, конгрессов по поводу правил ведения войны, в том числе и на море, и контроля их соблюдения. При наличии небольших...

Пехотно - десантные корабли, США

Большие пехотно-десантные корабли

Тип LCI(L)

1098 единиц
(включая поставленные по ленд-лизу)

LCI(L) 1-я серия: LCI(L)-1LCI(L)-350 (кроме номеров, приведенных ниже).

LCI(L) 2-я серия: LCI(L)-351 - LCI(L)-1098 (кроме номеров, приведенных ниже).

...

Траулеры, ЮАС

Тип
Бывшие рыболовецкие суда

55 единиц

«Africana», «Algoa Bay», «Aristea», «Arum», «Babiana», «Benoni», «Blaawberg», «Blomvlei», «Brakvlei», «Brakpan», «Cedarberg», «Crassula», «David Haigh», «Disa», «Florida», «Germiston», «Gribb», «Grimwood»,

Десантные корабли, Япония

Тип Т-1

21+1 единица

Т-1 (My, 1944 — погиб 27.7.1944), Т-2 (My, 1944 — погиб 5.8.1944), Т-3 (KNY, 1944 — погиб 15.9.1944), Т-4 (KNY, 1944 — погиб 4.8.1944), Т-5 (KNY, 1944 — погиб 14.9.1944), Т-6 (KNY, 1944 — погиб 25.11.1944), Т-7 (My,...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!