Эскортные корабли, Германия

Тип F

10 единиц

01

F-1 (G, 2.8.1934/1.3.1935/25.12.1935 — передан США в 1945),
F-2 (G, 7.8.1934/2.4.1935/27.2.1936 — затонул 30.12.1946),
F-3 (G, 22.8.1934/ 1.6.1935/7.3.1936 — погиб 3.5.1945),
F-4 (G, 22.8.1934/2.7.1935/ 5.4.1936 — передан Великобритании в 1945),
F-5 (G, 9.1934/14.8.1935/ 1.5.1936 — погиб 29.1.1945),
F-6 (G, 9.1934/1.10.1935/25.5.1936 — погиб 30.3.1945),
F-7 (BuV, 1934/25.5.1935/15.2.1937 — передан СССР в 1945),
F-8 (BuV, 1934/27.7.1935/8.4.1936 — передан США в 1945),
F-9 (W, 1934/11.5.1935/10.2.1937 — погиб 14.12.1939),
F-10 (W, 1934/ 11.5.1935/12.3.1937 — передан США в 1945).

712/1028 т; 73,5/75,9x8,8x2,6–3,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 14 000 л.с.; 28 уз.; 216 т нефти; 1250 (16) миль. Эк. 121 чел. 2x1–105-мм/45, 2x2–37-мм/83, 2x1–20-мм/65, 36 ГБ, 50 мин.

Эскортные корабли типа «F» (Flottenbegleiter — «корабль сопровождения флота») предназначались, прежде всего, для охранения броненосцев типа «Deutschland». В соответствии с этим основные требования к проекту заключались в наличии противолодочного и трального вооружения и обеспечении 28-уз. скорости. Поскольку дизельная ЭУ требуемой мощности не укладывалась в отведенное водоизмещение, решено было применить турбинную на паре высоких параметров. На F-7 и F-8 стояли высоконапорные прямоточные ПК Бенсона (110 атм, 480°С) и ТЗА «Blohm und Voss», на остальных — ПК Ла-Мон-та (70 атм, 450°С) и ТЗА «Brown-Boweri».

В условиях службы эскортные корабли, или «F-боты», как их называли, показали полное несоответствие предъявлявшимся к ним требованиям. Из-за неудачной формы корпуса они имели не выдерживающую никакой критики мореходность, а неэкономичные и ненадежные силовые установки не могли обеспечить достаточной дальности плавания. Для освобождения палубы юта под тральное вооружение кормовое 105-мм орудие было поднято на надстройку, что усугубило и без того серьезные проблемы с «верхним» весом, тем не менее использовать корабли в качестве тральщиков оказалось невозможно из-за большой осадки и неприспособленности ЭУ к малым ходам.

Низкие качества «F-ботов» побудили командование флота еще до начала войны приступить к их переоборудованию во вспомогательные корабли. F-1 (23.5.1941), F-3 (5.3.1940) и F-6 (20.9.1939) переклассифицированы в штабные корабли и переименованы в «Libelle», «Hai» и «Konigin Luise» соответственно. Перестроены: полубак продлен на всю длину корпуса, установлен клиперный форштевень (длина 77,8/ 80,2 м), водоизмещение возросло до 768/1065 т; кормовое 105-мм орудие и все 37-мм сняты, на месте последних установлены 2x1 20-мм/65 автомата. «Libelle» 15.1.1945 переклассифицирован в плавбазу и переименован в «Jagd».

F-2 (6.4.1940) и F-4 (1.8.1940) переклассифицированы в торпедо-ловы и переоборудованы, но в значительно меньшем объеме: установлен клиперный форштевень (длина 77,8/80,2 м), однако полубак не продлен; оба 105-мм орудия сняты (носовое возвращено на F-2 в июле 1942 г., на F-4 — в июле 1944 г.).

F-9 потоплен 14.12.1939 брит. ПЛ «Ursula» в Гельголандской бухте. F-5 погиб 29.1.1945 на мине у Свинемюнде. «Konigin Luise» (б. F-1) погиб 30.3.1945 во время налета амер. бомбардировщиков на Вильгельм-схафен. «Hai» (б. F-3) потоплен 3.5.1945 брит, авиацией в Кильской бухте. F-2 затонул по неизвестной причине в Скапа-Флоу 30.12.1946.

F-4 передан Великобритании, слом в 1949 г. F-7 передан СССР как «Буран», слом в 1959 г. «Jagd» (б. F-1), F-8 и F-10 переданы США, проданы на слом во Францию и Нидерланды в 1947–1949 гг.

Быстроходные эскортные корабли

Тип SG-1

4 единицы

SG-1 (6. «Sans Souci», Рё, 1938/2.10.1940/9.8.1942 — возвращен Франции в 1945),
SG-2 (б. «Sans Reproche», Loi, 1938/30.10.1940/7.9.1942 — погиб 23.9.1943),
SG-3 (б. «Sans Pareil», Loi, 1939/28.11.1940/ 22.11.1942 — погиб 6.8.1944),
SG-4 (6. «Sans Peur», Pe, 1940/ 28.11.1940/2.9.1943 — возвращен Франции в 1945).

1372/1800 т; 90/95x12,9x3,2 м; 2 диз., 4140 л.с.; 16,7 уз.; 261 т соляра; 9140 (15) миль. Эк. 178 чел. 2x1 (SG-1, SG-2) или 3x1 (SG-3, SG-4) — 105-мм/45, 2x2–37-мм/83, 10–16–20-мм/65.

Бывшие франц. плавучие базы гидроавиации. Захвачены герм, войсками в июне 1940 г. в Сен-Назере на стапелях в различных стадиях готовности. Первоначально планировалось достроить как корабли ПВО и наведения истребительной авиации (Flugsicherungsschiffe) под названиями «Uranus», «Saturnus», «Jupiter» и «Merkur». В феврале 1941 г. наблюдение за достройкой передано министерству авиации, однако в апреле 1942 г. контроль над работами вновь взял на себя флот, и плавбазы достраивались в качестве быстроходных эскортных кораблей (Schnelle Geleitboote) SG-1 — SG-4. Вооружались герм, артиллерией, ориентированной, прежде всего, на ПВО. ЭУ — дизели «Sulzer». В ходе эксплуатации выявились слабость корпуса и плохая мореходность.

Действовали в водах Западной Франции. SG-1 в августе 1943 г. поврежден в результате подрыва на мине — не отремонтирован до конца войны; в 1945 г. возвращен Франции, назван «Beautemps Beaupre», слом в 1973 г. SG-2 8.5.1943 поврежден в результате подрыва на трех минах — не отремонтирован; 23.9.1943 потоплен в Нанте брит, авиацией. SG-3 6.8.1944 потоплен брит, авиацией в устье р. Жиронда. SG-4 в 1945 г. возвращен Франции, назван «La Perouse», исключен в 1969 г.

Типы SG-14 и SG-16

6+2 единицы

02

Тип SG-14 (5 единиц):


SG-14 (б. «Matelot Leblanc», PdB, 1939/10.7.1942/6.5.1943 — погиб 24.8.1944),


SG-15 (б. «Rageot de la louche», PdB, 1939/2.9.1942/3.10.1943 — погиб 26.5.1944),


SG-18 (6. «Chamois», Lor, 1936/29.4.1938/ 1939 — погиб 24.11.1943),


SG-21 (6. «Amiral Senes», PdB, 1939/1942/28.3.1944 — погиб 15.8.1944),


SG-22 (6. «Enseigne Ballande», PdB, 1939/ 25.5.1942/не достроен — затоплен 20.8.1944).

03

Тип SG-16 (3 единицы):

SG-16 (б. «La Curieuse», Lor, 8.1938/11.11.1939/3.1940 — затоплен 25.8.1944),


SG-17 (6. «L'lmpetueuse», Dq, 1938/17.9.1939/15.4.1940 — затоплен 7.8.1944),


SG-23 (6. «La Batailleuse», PdB, 12.1937/22.8.1939/ 3.1940 — затоплен 25.4.1945).

647/917 (тип SG-14) или 630/890 (тип SG-16) т; 73,8/78,3x8,5x3,2 м; 2 диз., 4000 л.с.; 20 уз.; 105 (тип SG-14) или 95 (тип SG-16) т соляра; 10 000 (9) миль. Эк. ок. 125 чел. 2x1–105-мм/45, 3–6–37-мм/83, 10–18–20-мм/65.

Бывшие франц. авизо-тральщики типов «Chamois» (тип SG-14) и «Elan» (тип SG-16). Недостроенные «Matelot Leblanc», «Rageot de la Touche», «Amiral Senes», «Enseigne Ballande» 27.10.1942 захвачены немцами в Тулоне в различных стадиях готовности, достраивались для герм, флота в качестве быстроходных эскортных кораблей. При этом сохранялась силовая установка (дизели «Sulzer»), но французское вооружение заменялось на германское.

«Chamois», «L'lmpetueuse» и «La Curieuse» затоплены в Тулоне 27.10.1942, подняты итальянцами, переименованы в FR-53 — FR-55, поставлены в ремонт; «La Batailleuse» захвачен герм, войсками в Бизерте 30.11.1942 и передан итал. флоту как FR-51. В сентябре 1943 г. все захвачены герм, войсками и вошли в состав герм, флота.

SG-14 потоплен 24.8.1944 юж. о. Капри авиацией союзников. SG-16 и SG-17 затоплены в Марселе в августе 1944 г. SG-21 потоплен 15.8.1944 амер. ЭМ «Somers» у Сан-Тропе. SG-15 и SG-23 в апреле 1944 г. переклассифицированы в охотники за ПЛ UJ-2229 и Uj-2231; первый потоплен брит. ПЛ «Universal» у Генуи 26.5.1944, второй затоплен в Генуе 25.4.1945.

SG-18 и SG-22 не успели войти в строй герм, флота: первый 24.11.1943 уничтожен амер. авиацией в Тулоне, второй 20.8.1944 затоплен в Порт-де-Бук.

Иностранные

10 единиц

SG-10 (б. «Felix Henri», 1933, погиб 28.8.1943),


SG-11 (б. «Alice Robert», 1934, погиб 2.6.1944),


SG-12 (б. «Djebel Dira», 1930, затоплен 28.8.1944),


SG-13 (б. «Cyrnos», 1928, затоплен 28.8.1944),


SG-18 (б. «Le Gladiateur», 1933, погиб 4.2.1944),


SG-19 (б. «Kilissi», 1934, погиб 12.9.1944),


SG-20 (б. «Generale Achille Papa», 1921, затоплен 25.4.1945),


SG-23 (6. «Princess Alice», 1898, затоплен 27.8.1944),


SG-24 (6. «Ampere», 1930, затоплен 27.8.1944),


SG-25 (6. «Les Esparges», 1919, затоплен 3.8.44).

SG-10: 3750 т; 96x14,17x5,5 м; 2 ПТУ; 1900 л.с.; 12 уз., 2–105-мм, 4–37-мм, 18–20-мм, 6 БМБ.

SG-11: 4600т; 95x14,63x5,5 м; 1900 л.с.; 13,1 уз., 3–105-мм, 4–37-мм, 16–20-мм, 6 БМБ.

SG-12: 4700 т; 102,5x13,59x5,6 м; 3650 л.с.; 14,3 уз., вооружение неизвестно.

SG-13: 3230 т; 94,5x12,52x5,8 м; 2 диз.; 3700 л.с.; 16,1 уз., 3–105-мм, 4–37-мм, 16–20-мм, 6 БМБ, 220 мин.

SG-18: 1858/2293 т; 113x12,7x3,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 7700 л.с.; 21 уз., 399 т нефти. 4–105-мм, 6–20-мм.

SG-19: 4850 т; 99x14,82x5,5 м; 3600 л.с.; 13,5 уз., вооружение неизвестно.

SG-20: 890 т; 73,5x7,32x3,1 м; 2 ПТУ, 4 ПК, 15 500 л.с.; 30 уз., 3–102-мм, 3–37-мм, 16–20-мм, 6 БМБ.

SG-23: 2800 т; 83,13x10,7x5,7 м; 1800 л.с.; 13 уз., 1–88-мм, 2–37-мм, 12–20-мм, 2 ПУ МУР, 2 БМБ.

SG-24: 3920 т; 91,5x12,53x5,5 м; 2400 л.с.; 12,5 уз., 4–105-мм, 4–37-мм, 14–20-мм.

SG-25: 644/850 т; 74,91x8,71x3,2 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5000 л.с.; 19 уз., 185 т нефти; 3000 (11) миль; вооружение неизвестно.

SG-10 — бывший франц. п/х; в 1940 г. входил в состав франц. флота как ВКР. Захвачен в Марселе 14.12.1942; вошел в состав герм, флота 1.5.1943. Потоплен брит. ПЛ «Sikle» у берегов Корсики 28.8.1943.

SG-11 — бывший франц. n/х; захвачен в Марселе 14.12.1942; вошел в состав герм, флота 1.5.1943. Потоплен брит. ПЛ «Ultor» у Порт-Вендре 2.6.1944.

SG-12 — бывший франц. п/х; захвачен в Марселе 11.12.1942. Дата ввода в состав герм, флота не установлена. 27.12.1943 торпедирован брит. ПЛ у Неаполя. После ремонта 21.6.1944 переоборудован в ТЩ М-6062. Затоплен в Марселе 28.8.1944.

SG-13 — бывший франц. пассажирский п/х; в 1940 г. входил в состав франц. флота как СКР Р-2. Захвачен в Марселе 7.1.1943; вошел в состав герм, флота 1.5.1943. Поврежден в результате навигационной аварии (по другим данным, авиационной торпедой) у Ла-Сьота 11.7.1943; ремонт — 2 мес. 13.10.1943 начато переоборудование в ТЩ М-6063. Затоплен в Марселе 28.8.1944.

SG-18 — бывший франц. сетевой заградитель «Le Gladiateur». 27.10.1942 затоплен в Тулоне, поднят немцами 20.3.1943; вошел в состав герм, флота в январе 1944 г. Потоплен в Тулоне амер. авиацией 4.2.1944.

SG-19 — бывший франц. п/х; захвачен в Марселе в ноябре 1942 г. Потоплен авиацией союзников 12.9.1944 в устье р. Эбро.

SG-20 — бывший итал. MM «Generale Achille Papa»; захвачен герм, войсками в Генуе 9.9.1943; вошел в состав герм, флота 17.10.1943 как мм ТА-7, но 18.10.1943 переклассифицирован в быстроходный эскортный корабль SG-20. Поврежден 1.11.1943 в результате подрыва на мине; во время ремонта 6.1.1944 потоплен амер. авиацией в Генуе, поднят и 25.4.1944 затоплен как брандер в Остии.

SG-23 — бывшая яхта «Princess Alice» князя Монако Альберта I; в начале войны служила в составе брит, флота, затем захвачена итальянцами. 8.9.1943 захвачена герм, войсками; планировалась к переоборудованию в плавбазу катеров-тральщиков, но в июле 1944 г. вошла в состав герм, флота как SG-23. Затоплена в Марселе 27.8.1944.

SG-24 — бывший франц. кабелеукладчик; в 1940 г. входил в состав франц. флота как ВКР Х-81. Захвачен герм, войсками в ноябре 1942 г., но переоборудование не закончено; затоплен в Марселе 27.8.1944.

SG-25 — бывший франц. авизо 1-го класса типа «Amiens». Затоплен в Тулоне 27.10.1942, поднят немцами в декабре 1942 г.; вошел в состав герм, флота 5.5.1943 как ТЩ М-6060. В начале 1944 г. переоборудован в эскортный корабль SG-25.1.3.1944 поврежден в результате пожара — не отремонтирован; 3.8.1944 затоплен в Тулоне.

Многоцелевые корабли

Тип MZ

1+3 единицы

MZ-1 (St, 1943/1944/1945 — передан Великобритании в 1945)

285/315 т; 50/52x8,3x2,1 м; 1 диз., 1098 л.с.; 14 уз.; 17,5 т соляра; 1000 (14) миль. Эк. 53 чел. 2x1–88-мм/45,1x1–37-мм/83,1x4 и 2x2–20-мм/65, 2x1–533-мм ТА.

Относительно дешевые многоцелевые корабли (Mehrzwecke-Fahrzeuge) для действий в прибрежных водах. Могли использоваться в качестве эскортных, противолодочных или тральщиков. Имели оригинальную ЭУ: один дизель работал через редуктор на 2 вала. В 1943 г. заказано 12 единиц; начато постройкой 4 (MZ-1 — MZ-4), но достроен лишь 1. В 1945 г. захвачен брит, войсками, дальнейшая судьба неизвестна.

Патрульные корабли

Тип РА-1

3+1 единица

04

РА-1 (б. «Sabre», Рё, 1939/1941/15.4.1944 — погиб 24.8.1944),

РА-2 (б. «Hallebarde», Рё, 1939/1941/10.11.1943 — погиб 15.6.1944),

РА-3 (б. «Poignard», Рё, 1939/1941/10.11.1943 — исключен 17.8.1944),

РА-4 (б. «Arquebuse», Рё, 1939/1941/не достроен — затоплен 8.1944).

930/1170 т; 58/62x10x4,3 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2700 л.с.; 16 уз.; 230 т нефти; 7000 (10) миль. Эк. 55 чел. 1x1–105-мм/45, 2x2–37-мм/83, 2x4 и 2x1–20-мм/65.

В 1939 г. для ВМС Франции заложили 18 корветов брит, типа «Flower», причем 6 из них строились на франц. верфи в Сен-Назере и были захвачены герм, войсками в июне 1940 г. Достройку 4 единиц продолжили для герм, флота в качестве патрульных кораблей с усиленным зенитным вооружением.

РА-1 поврежден авиацией союзников во время достройки.

РА-2 и РА-1 потоплены брит, авиацией в Гавре 15.6.1944 и 24.8.1944 соответственно; РА-3 поврежден брит, авиацией в Гавре, исключен 17.8.1944; недостроенный РА-4 затоплен в Нанте в августе 1944 г.

Вспомогательные корабли, Италия

Колониальный шлюп «Eritrea»

1 единица

«Eritrea» Каст 1935 28.9.1936 2.1937 Передан Франции в 1948

2165/3068 т; 87/96,6x13,3x4,7 м; 2 ДУ + вспомогательная дизель-электрическая установка, 7800 + 1300 л.с., 20 узл., 320 т нефти, 6950 (11,8) миль....

Малые подводные лодки, Великобритания

Тип «V»

22 единицы

«Vampire» (ВикАрм, 20.7.1943 — искл. в 1950), «Veldt» (ВикАрм, 19.7.1943 — в 1943 передана Греции), «Venturer» (ВикАрм, 4.5.1943 — в 1946 передана Норвегии), «Vigorous» (ВикАрм, 15.10.1943 — искл. в 1949), «Viking» (ВикАрм,...

Сторожевые катера, ЮАС

Тип «Thornycroft»

2 единицы

«Uskok» — передан Италии, итал. «MAS-1D» (+ 19.04.42).

«Cetnik» — передан Италии, итал. «MAS-2D», затем «MAS-47». х 09.43

Все захвачены немцами в Каттаро 17.04.41

15 т, 40 уз., 2 пул., 2 ТА-457.

Тип «Lurssen»

8 единиц

Сторожевые катера, Финляндия

Тип VMV

VMV-1, VMV-2, VMV-5, VMV-6, VMV-8 — VMV-17. Спущены на воду в 1931–1935 гг., 15 единиц.

30–33 т; 25x4,5x1 м; бенз. или диз., 1220 л.с., 22–25 уз. Эк. 8 чел. 1x1–20-мм (см. ниже).

Построенные в Германии (VMV-1 и VMV-2) и Финляндии...

Торпеды

В Kriegsmarine использовалось два базовых типа торпед, которые комплектовались разными системами наведения и детонаторами. Торпеда G7a была дальнейшим развитием торпед системы Уайтхеда на сжатом воздухе. Она имела калибр в 21 дюйм [533 мм),...

Unable to load Mainlink code. Directory /srv/www/seav.ru/httpdocs/hanuman/data is not writeable!